Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2009 N А33-2774/08-Ф02-2254/09 по делу N А33-2774/08 Арбитражный суд правомерно удовлетворил иск о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги, так как истцом понесены материальные затраты вследствие проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, которые подлежат финансированию за счет средств РФ в силу прямого указания закона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2009 г. N А33-2774/08-Ф02-2254/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Васиной Т.П.,

судей: Палащенко И.И., Попова О.А.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 11 января 2009 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2774/08 (суд первой инстанции - Григорьева М.А.),

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения “Городская клиническая больница N 7“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к военному комиссариату Кировского и Ленинского районов г. Красноярска о взыскании 3 710 руб. 84 коп. задолженности за оказанные медицинские услуги.

Определением от 5 июня 2008 года Арбитражного суда
Красноярского края к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Определением от 28 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования.

В ходе рассмотрения дела истец представил в суд первой инстанции ходатайство об уточнении исковых требований (на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и просил взыскать в его пользу с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации 3 710 руб. 84 коп. убытков на основании ст. ст. 15, 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и заявил ходатайство об отказе от исковых требований к военному комиссариату Кировского и Ленинского районов г. Красноярска и Министерству обороны Российской Федерации.

Определением от 11 января 2009 года Арбитражного суда Красноярского края производство по делу прекращено в части требований к военному комиссариату Кировского и Ленинского районов г. Красноярска и Министерству обороны Российской Федерации на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением от 11 января 2009 года Арбитражного суда Красноярского края взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения здравоохранения “Городская клиническая больница N 7“ 3 710 руб. 84 коп. убытков.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Заявитель указывает на то, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу, в деле отсутствует предмет иска. Кроме того, главным распорядителем средств федерального бюджета по принятым военным комиссариатом денежным обязательствам является Министерство обороны Российской Федерации. Также в жалобе приведены доводы о том, что медицинское обследование осуществляется на условиях предоставления медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию.

Муниципальное учреждение здравоохранения “Городская клиническая больница N 7“ в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.05.2009 судом был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 27 мая 2009 года.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.

Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор об оказании медицинских услуг от 01.01.2005, по условиям которого военный комиссариат Ленинского района поручает, а муниципальное учреждение здравоохранения “Городская клиническая больница N 7“ (далее
- МУЗ “ГКБ N 7“) обязуется проводить необходимые обследования в условиях стационара больным, направленным военным комиссариатом Ленинского района г. Красноярска в соответствии с Федеральным законом от 28.03.98 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 “О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ (пункт 1.1 договора).

Оплата проведенных обследований производится заказчиком ежемесячно при поступлении денежных средств на финансирование данной статьи федерального бюджета по счетам-фактурам исполнителя, которые выписываются на основании сводного реестра обследованных пациентов в соответствии с действующими тарифами, утвержденными Согласительной комиссией системы обязательного медицинского страхования Красноярского края (пункт 4.1 договора).

Срок действия договора с 01.01.2005 по 31.12.2005 (пункт 6.1 договора).

Из-за отсутствия финансирования военный комиссариат отказался от исполнения обязательства по оплате оказанных МУЗ “ГКБ N 7“ медицинских услуг, что и послужило основанием для предъявления иска о взыскании спорной суммы.

Суд, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из того, что истцом понесены материальные затраты вследствие проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, которые подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона, при этом руководствовался п. 1 ст. 5, ч. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“, ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, на военные комиссариаты возложены задачи по организации и проведению мероприятий по постановке граждан
на воинский учет и призыву на военную службу и обеспечению совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу (пункт 12 раздела II).

В целях выполнения названных задач в 2005 году между районным военкоматом и больницей заключен договор об оказании медицинских услуг от 01.01.2005, согласно которому военкомат обязался оплачивать ежемесячно при поступлении денежных средств на финансирование данной статьи федерального бюджета проведенное больницей стационарное обследование.

Заявленное требование основано на договоре, но обязанность военкомата по оплате медицинских услуг возникает в силу закона.

Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ (далее - Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ), согласно пункту 7 статьи 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.

Из положений пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует: выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Военкомату в 2005
году бюджетные средства на цели медицинского обследования призывников выделены не были.

Однако отсутствие финансирования не означает, что услуги больницы не должны быть оплачены. Это обстоятельство делает невозможным удовлетворение иска за счет военкомата исходя из условий его договора с больницей.

В качестве документального подтверждения оказания услуг за период с 15.06.2005 по 24.06.2005 на сумму 3 710 руб. 84 коп. истец представил в материалы дела реестр, счет-фактуру N 171 от 30.06.2005 на сумму 3 710 руб. 84 коп., в которой в качестве плательщика указан военный комиссариат Ленинского района г. Красноярска, и копия медицинской карты стационарного больного в количестве 1 шт.

Расходы больницы подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ.

Источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского обследования контингента военкомата, - казна - определяется также направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ - и источник взыскания спорной суммы - казна Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно смете расходов на 2005 год военкомату Ленинскому района г. Красноярска по статье расходов “Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при подготовке к первичному воинскому учету“ предусмотрено финансирование в размере 84 900 рублей.

Согласно сведениям Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю за период 2005 года на лицевой счет военкомата лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования по бюджетной классификации не поступали.

Таким образом, судом сделан правомерный вывод, что материальные потери, понесенные истцом в результате проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий,
связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию в силу прямого указания закона за счет средств Российской Федерации.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что медицинское обследование осуществляется на условиях предоставления медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию, нельзя признать состоятельными, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, утвердившим Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе, которая включает в себя медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует установленным по делу обстоятельствам, всем имеющимся в деле доказательствам и приняты в соответствии с положениями статей 8, 15, 120, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 11 января 2009 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2774/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.П.ВАСИНА

Судьи:

И.И.ПАЛАЩЕНКО

О.А.ПОПОВ