Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2009 N А69-2516/08-Ф02-2272/09 по делу N А69-2516/08 Требования о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности удовлетворены правомерно, поскольку ответчиком нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. N А69-2516/08-Ф02-2272/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,

при участии в судебном заседании представителя Артели старателей “Ойна“ Тырышкиной О.И., доверенность от 05.03.09,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва на постановление от 11 марта 2009 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А69-2516/08 (суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Борисов Г.Н., Демидова Н.М.)

установил:

производственный кооператив Артель старателей “Ойна“ (далее - кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N 1 по Республике Тыва (далее - налоговая инспекция) от 30.05.2008 N 84.

Решением от 18 ноября 2008 года Арбитражного суда Республики Тыва заявленные требования удовлетворены частично.

Постановлением от 11 марта 2009 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, в этой части принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с постановлением апелляции, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, налогоплательщик надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности кооператива на предмет правильности исчисления налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 14.04.2008 N 06-11-181, на основании которого инспекцией вынесено решение от 30.05.2008 N 84 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с данным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком доказано право на получение налогового вычета в отношении налога на добавленную стоимость.

Удовлетворяя заявленные требования полностью, суд апелляционной инстанции
исходил из того, что налоговым органом нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Согласно нормам пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте результатов рассмотрения налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция обязана заблаговременно известить общество о дате и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.

Из смысла взаимосвязанных положений статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ним осуществляется непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещен налогоплательщик или его представитель, в присутствии налогоплательщика или его представителя, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения
налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Доказательства надлежащего уведомления налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией в материалы дела не представлены.

В этой связи судом апелляционной инстанции правильно сделан вывод о том, что инспекцией не была обеспечена возможность для налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки.

Довод инспекции о том, что представители налогоплательщика участвовали в рассмотрении материалов налоговой проверки 30.05.2008, не подтвержден надлежащими доказательствами, так как протокол рассмотрения материалов проверки от 30.05.2008 инспекцией в материалы дела не представлен.

Инспекцией заявлен довод о том, что представители налогоплательщика были уведомлены о времени и месте рассмотрения материалов проверки протоколом рассмотрения материалов проверки от 26.05.2008.

Вместе с тем протокол рассмотрения материалов проверки от 26.05.2008 не содержит сведений о точном времени (в часах и минутах) начала рассмотрения материалов проверки.

Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции правильно сделан вывод о том, что инспекцией налогоплательщик надлежащим образом не был извещен о времени рассмотрения материалов проверки 30.05.2008.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что инспекцией
нарушены существенные условия рассмотрения материалов проверки, что в соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации влечет признание решения инспекции недействительным, является правильным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 11 марта 2009 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А69-2516/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

М.А.ПЕРВУШИНА

А.И.СКУБАЕВ