Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2009 N А19-16325/08-Ф02-2151/09 по делу N А19-16325/08 Требования о признании недействительным и отмене постановления о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции удовлетворены правомерно, так как оспариваемое постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2009 г. N А19-16325/08-Ф02-2151/09
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей администрации муниципального образования Иркутского района - Протас С.А. (доверенность от 03.02.2009 N 354), Халтаевой М.П. (доверенность от 11.03.2009 N 816),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Иркутского районного муниципального образования на решение от 27 февраля 2009 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16325/08 (суд первой инстанции - Репин С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью “НордСтар“ (далее - ООО “НордСтар“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления мэра Иркутского районного муниципального образования (далее - администрация) от 22.08.2008 N 3597 о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неправомерность действий общества, осуществляющего торговлю алкогольной продукцией на расстоянии менее 100 метров от общеобразовательного учреждения без ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, установленного Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области, утвержденным постановлением администрации Иркутской области 10.06.2008 N 152-па. В связи с чем полагает, что оспариваемое постановление, которым приостановлено действие лицензии, не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку направлено на устранение неправомерных действий общества.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы кассационной жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление N 63132 от 29.04.2009), однако своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проверки представленных обществом документов для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и проведенного обследования объекта лицензирования должностным лицом лицензирующего органа 02.03.2006 обществу выдана лицензия А 244592 регистрационный номер 0011 на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Горького, причал-кафе “Сарма“, сроком действия с 03.03.2006 по 02.03.2011.
24.05.2007 при проведении проверки по контролю соблюдения обществом действующего законодательства в области правил продажи алкогольной продукции установлено, что в проверяемом объекте - кафе “Сарма“, принадлежащем ООО “НордСтар“, имеется лицензия А 244592 регистрационный номер 0011 от 02.03.2006, на оборотной стороне которой отсутствует информация об ограничении времени розничной продажи с 8 до 18 часов, тогда как такая информация имеется на копии лицензии, находящейся в отделе торговли и общественного питания администрации района.
Согласно акту N 8 от 24.05.2007 в нарушение установленных ограничений в момент проверки - 12 часов 52 минуты осуществлялась продажа алкогольной продукции вблизи средней школы.
По результатам проверки вынесено заключение об определении расстояния от общеобразовательной организации - средней школы - до объекта, осуществляющем продажу алкогольной продукции, с предоставлением подтверждающих документов.
В целях устранения противоречий между бланком имеющейся лицензии в лицензионном отделе и у лицензиата, 31.01.2008 отделом торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрации района совместно с должностным лицом ОВД по Иркутскому району проведена проверка деятельности общества по вопросам соблюдения действующего законодательства в области правил продажи алкогольной продукции.
В ходе проверки установлено, что в проверяемом объекте - кафе “Сарма“, принадлежащем обществу, в нарушение установленных ограничений осуществляется реализация алкогольной продукции вблизи школы.
08.02.2008 обществу выдано предписание N 22 на переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в соответствии с которым ООО “НордСтар“ обязано до 20.02.2008 представить заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В связи с невыполнением указанного предписания лицензирующим органом 20.03.2008 выдано предписание N 44 на переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в срок до 20.04.2008.
В связи с невыполнением указанных предписаний, 21.04.2008 мэром Иркутского районного муниципального образования вынесено постановление N 1777 о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО “НордСтар“.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2008 по делу N А19-5316/08 постановление мэра Иркутского муниципального образования от 21.02.2008 N 1777 признано незаконным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2008 по делу N А19-5316/08-62 заявленные требования ООО “НордСтар“ к администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным и отмене постановления мэра Иркутского районного муниципального образования о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции удовлетворены.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.09.2008 N А19-5316/08-62-Ф02-4793/08 решение от 25.07.2008 Арбитражного суда Иркутской области оставлено без изменения.
28.07.2008 обществу вновь выдано предписание N 231 о приведении условий действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в соответствие с требованиями действующего законодательства в срок до 15.08.2008, в котором указано о необходимости обществу представить в отдел торговли общественного питания и бытового обслуживания подлинник лицензии, так как на подлинном экземпляре лицензии А 244592, имеющейся у общества, отсутствовала отметка лицензирующего органа об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции, что было установлено в результате рассмотрения дела N А19-5316/08.
Указанное предписание обществом не исполнено, в связи с чем 22.08.2008 мэром Иркутского муниципального образования вынесено постановление от 22.08.2008 N 3597 о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО “НордСтар“.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что постановление от 22.08.2008 N 3597 о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, пункта 22 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 10.06.2008 N 15па, нарушает права и законные интересы общества.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятый по делу судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия арбитражным судом решения о признании оспариваемого решения или действия (бездействия) незаконным является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Пунктом 3.1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
В период возникновения спорных правоотношений действовали Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области и Порядок определения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и к местам нахождения источников повышенной опасности, утвержденные постановлением администрации Иркутской области от 10.06.2008 N 152-па (далее - Порядок лицензирования, Порядок определения территорий).
В соответствии с пунктом 4 указанного постановления на территории Иркутской области введены ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в жилых домах с 22-00 до 8-00 часов и на территориях, прилегающих к дошкольным и общеобразовательным организациям, с 8-00 до 19-00 часов.
Согласно пункту 11 Порядка лицензирования, если территориально обособленный объект расположен на территории, прилегающей к дошкольным и общеобразовательным организациям, лицензирующим органом на оборотной стороне бланка лицензии в отношении указанного объекта машинописным способом делается отметка об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 8-00 часов до 19-00 часов.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления путем установления расстояния в метрах от границ земельных участков отдельно в отношении дошкольных и общеобразовательных организаций до возможного размещения территориально обособленных объектов, на которых вводится ограничение времени продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 8-00 часов до 18-00 часов.
Указанные отметки заверяются подписью уполномоченного должностного лица и печатью лицензирующего органа.
Постановлением главы администрации Иркутского района от 21.08.2007 N 3538 утвержден Порядок определения территорий, прилегающих к дошкольным и общеобразовательным организациям на которых вводятся ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Согласно указанному порядку территории, прилегающие к дошкольным и общеобразовательным организациям, определяются путем установления расстояния в метках от границ земельных участков указанных мест до возможного размещения территориально обособленных объектов. Данные территории ограничиваются расстоянием не менее 100 метров.
Постановлением мэра Иркутского районного муниципального образования от 21.08.2007 N 3538 определена территория, прилегающая к дошкольным и общеобразовательным организациям, на которых вводится ограничения времени продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 08.00 часов до 18.00 часов, в 100 метров от границ земельного участка, на котором фактически расположена дошкольная и общеобразовательная организация до границ земельного участка, на котором фактически расположен объект, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что расстояние от границ земельного участка, на котором расположена общеобразовательная организация, до границ земельного участка, на котором расположен принадлежащий обществу объект, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции согласно акту обследования, проведенного в 2006 году - составляет менее 100 метров, согласно письму администрации Иркутского района от 07.02.2008 N 82 расстояние от входа в кафе “Сарма“ до границ территории общеобразовательной школы Листвянского муниципального образования составляет 81 метр, от входа в кафе до здания школы - 98 метров.
Согласно представленной лицензирующим органом в материалы дела копии лицензии от 02.03.2006 А 244592 регистрационный номер 0011, находящейся в отделе торговли, общественного питания администрации, на оборотной стороне указанной лицензии имеется отметка об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 8.00 часов до 18.00 часов. Указанная отметка заверена подписью должностного лица и печатью лицензирующего органа, имеется подпись руководителя ООО “НордСтар“ об ознакомлении 06.03.2006.
Представленный обществом оригинал лицензии от 02.03.2006 А 244592 регистрационный номер 0011 таких отметок на оборотной стороне не имеет.
Учитывая, что ООО “НордСтар“ осуществляется розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии менее 100 метров от границ территории общеобразовательного учреждения, без соблюдения установленных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, администрацией в отношении общества вынесены предписания с требованием обратиться в лицензирующий орган для переоформления лицензии в соответствии с пунктом 11 Порядка.
Между тем, как правильно посчитал суд, указанные лицензирующим органом основания для переоформления обществом действующей лицензии не соответствуют Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Порядку лицензирования, в связи с чем у общества отсутствовали законные основания для подачи в лицензирующий орган заявления на переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 22 Порядка лицензирования невыполнение лицензиатом предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии является одним из оснований приостановления действия лицензии.
Учитывая, что основанием вынесения оспариваемого постановления от 22.08.2008 N 3597 о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции явилось невыполнение ООО “НордСтар“ предписания лицензирующего органа о переоформлении лицензии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого постановления требованиям статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, пункту 22 Порядка, которые не содержат такого условия, как представление подлинника лицензии в лицензирующий орган для приведения условий действия лицензии, в соответствие с действующим законодательством, в связи с чем обоснованно признал его незаконным и обязал лицензирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы о том, что администрацией правомерно вынесено предписание о переоформлении лицензии ввиду того, что под переоформлением лицензии подразумевалось проставление в лицензии отметки об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции, порядок проставления которой на уже выданной лицензии законодательством не регулируется, подлежат отклонению.
Выводы суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств. У суда кассационной инстанции, учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для их переоценки.
Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27 февраля 2009 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16325/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА