Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.02.2009 по делу N А51-13212/2008-4-359 Из буквального толкования части 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ следует, что выполнение кадастровых работ производится после получения заявителем схемы расположения земельного участка, испрашиваемого в аренду, которая должна быть изготовлена органом местного самоуправления в месячный срок.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 февраля 2009 г. по делу N А51-13212/2008-4-359

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел в судебном заседании 12 февраля 2009 г. дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя З.

к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.

об оспаривании бездействия.

Индивидуальный предприниматель З. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, выразившегося в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 1500 кв. м, находящегося по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чукотская, 6, на
кадастровой карте или кадастровом плане территории, и об обязании ответчика утвердить и направить такую схему расположения спорного земельного участка.

Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в заседание суда не явился, о времени и месте рассмотрения спора извещен в установленном законом порядке, поэтому в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ спор рассматривается в его отсутствие.

Заявитель поддержал заявленные требования, указав, что Управление не рассмотрело в установленный срок вопрос об изготовлении и утверждении проекта границ, в чем предприниматель усматривает его незаконное бездействие Управления. Полагает, что обязанность заявителя представлять кадастровую карту или кадастровый план территории для нанесения на него Управлением схемы расположения испрашиваемого земельного участка не предусмотрена законодательством.

Заявитель также просит взыскать с ответчика в его пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб.

Ответчик требования заявителя не признал, указав, что ответ на письмо Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края об изготовлении схемы расположения земельного участка был направлен третьему лицу 19.12.2008 г., в связи с чем полагает, что бездействие УМИГА администрации г. Владивостока не имело места. Полагает, что предприниматель обязан был представить кадастровую карту территории, так как статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено обеспечение заявителем выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ. Считает, что заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов.

Третье лицо в письменном отзыве свою позицию по существу спора не сформулировало, пояснило, что заявление З. было возвращено ответчиком в Департамент по причине отсутствия в представленном пакете документов схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане.

При рассмотрении дела суд установил, что З. зарегистрирован в качестве
индивидуального предпринимателя ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока 18.03.2008, о чем выдано свидетельство серии 25 N 003021378.

26.03.2008 предприниматель обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 150 кв. м, расположенного в районе ул. Чукотской, 6 в г. Владивостоке в аренду сроком на 5 лет, для целей размещения стоянки автотранспорта, не связанных с капитальным строительством.

Письмом от 08.10.2008 N 29/6-18-6911 Департамент направил заявление предпринимателя З. со сведениями о земельном участке и топографической съемкой в администрацию г. Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории. В копии данное обращение было направлено заявителю.

19.11.2008 Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока сообщило Департаменту о невозможности рассмотрения обращения об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, поскольку схема расположения земельного участка не приложена к заявлению, и возвратило представленные документы (письмо от 19.11.2008 N 12606д).

Предприниматель посчитал, что, уклонившись от утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка, Управление совершило бездействие, не основанное на законе и нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем оспорил данное бездействие в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, пунктами 2, 4 этой статьи установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

На момент
обращения предпринимателя З. с заявлением о предоставлении земельного участка действовала редакция статьи 34 Земельного кодекса РФ, предусматривающая изготовление и утверждение органом местного самоуправления проекта границ земельного участка с учетом зонирования территории в месячный срок.

Заявление и приложенные к нему документы позволяли определить цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ. Представление каких-либо документов, необходимых для изготовления и утверждения проекта границ земельного участка (в настоящее время - схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории), лицами, испрашивающими земельные участки для целей, не связанных со строительством, законодательство не предусматривает.

Ссылку ответчика на обязанность заявителя обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, закрепленную в пункте 4 указанной статьи, суд отклоняет, так как данное положение закона не регулирует спорные правоотношения на этапе изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а не статьи 36.

Из буквального толкования пункта 4 статьи 36 Кодекса следует, что выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка производится после получения заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории. Утверждение схемы расположения земельного участка не требует выполнения каких-либо кадастровых работ.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными этим Законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих
необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Согласно пункту 2 статьи 36 названного Закона в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ. Статьей 37 Закона предусмотрено, в результате кадастровых работ составляются межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка), технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части), акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).

Следовательно, наличие результата кадастровых работ требуется при обращении в орган государственного кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, то есть после получения заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории.

В силу пункта 8 статьи 4 “О государственном кадастре недвижимости“ кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для
использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети “Интернет“ (статья 13 данного Закона).

Таким образом, у Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры отсутствовали какие-либо препятствия к рассмотрению вопроса об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории.

Оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы предпринимателя З., так как препятствует оформлению прав на земельный участок, необходимый для ведения предпринимательской деятельности

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требование предпринимателя и в порядке части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязывает ответчика утвердить и выдать заявителю схему расположения спорного земельного участка, как это предусмотрено действующей редакцией статьи 34 Земельного кодекса РФ, в месячный срок, который следует исчислять со дня представления ответчику документов, необходимых для совершения указанных действий, поскольку заявление предпринимателя З. и приложенные к нему документы были возвращены в приложении к письму от 19.11.2008 N 12606д.

Предприниматель заявил о взыскании с ответчика
50000 руб. расходов на оплату услуг представителя, в обоснование чего представил договор на оказание юридических услуг от 19.11.2008 N 01-05-52, чек ККТ и квитанцию к приходному кассовому ордеру от 04.12.2008 N 101 на сумму 47000 руб., промежуточный акт приемки выполненных работ.

В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно пункту 1.1 договора на оказание юридических услуг исполнитель - Общество с ограниченной ответственностью “Юридическая компания Приморье“ в лице директора А. - обязуется оформить заявление в арбитражный суд, сформировать пакет документов по числу лиц, участвующих в деле (копирование документов, скрепление, рассылка), оплатить госпошлину, сдать документы в арбитражный суд, представлять интересы предпринимателя в арбитражном суде и, при необходимости, в кассационной инстанции. Стоимость услуг по договору составила 47 руб. Данная сумма перечислена заявителем согласно чеку ККТ и квитанции к приходному кассовому ордеру от 04.12.2008 N 101.

Вместе с тем, пунктом 2.2 договора от 19.11.2008 N 01-05-52 предусмотрено, что заказчик (предприниматель З.) обязан без промедления принять все исполненное в соответствии с договором.

На момент вынесения арбитражным судом решения по делу заявитель принял от исполнителя лишь работы по составлению заявления, подготовке пакета документов к нему, направлению заявления с пакетом документов лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд, оплате госпошлины, что подтверждается промежуточным актом приемки выполненных работ без даты. В данном акте отражено, что после исполнения договора будет составлен окончательный акт приемки выполненных работ.

Согласно расчету суммы к договору выполненные исполнителем и
принятые заявителем работы оцениваются в размере 10500 руб. (6000 + 1500 + 1500 + 1500). Однако работы по копированию документов, их скреплению и рассылке, оплате государственной пошлины, направлению документов сторонам и в арбитражный суд не требует участия лица, обладающего необходимыми юридическими знаниями. Указанные работы охватываются понятием подготовки заявления. Приведенные в расчете суммы в данной части не подтверждены документально и заявитель не указал, какова была необходимость выполнения данных работ компетентным лицом, обладающим юридической квалификацией.

Кроме того, исполнитель не исполнил надлежащим образом обязанность по подготовке пакета документов в арбитражный суд, ввиду допущенных нарушений заявление предпринимателя З. первоначально было оставлено без движения согласно определению от 05.12.2008 г.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает разумным и достаточным взыскать с ответчика в пользу заявителя расходы на оплату услуг представителя по подготовке заявления в арбитражный суд в размере 3000 руб. За взысканием расходов на оплату иных услуг представителя, в том числе по представлению интересов предпринимателя в арбитражном суде, заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с приложением соответствующих доказательств принятия этих работ, услуг.

Расходы по уплате государственной пошлины не могут быть отнесены на ответчика, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, по которым они выступают в качестве истцов или ответчиков. В связи с этим уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать незаконными бездействие Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, выразившееся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка
примерной площадью 1500 кв. м, находящегося по адресу г. Владивосток, а районе ул. Чукотская, 6, на кадастровой карте или кадастровом плане территории, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить и направить заявителю схему расположения земельного участка примерной площадью 1500 кв. м, находящегося по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чукотская, 6, на кадастровой карте или кадастровом плане территории в месячный срок со дня поступления документов, возвращенных письмом от 19.11.2008 N 12606д.

Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.

Возвратить З. из федерального бюджета 2000 руб. (Двести рублей) государственной пошлины, уплаченной по квитанции Сбербанка от 18.11.2008 г.

Взыскать с Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока в пользу З. 3000 руб. (Три тысячи рублей) судебных расходов на оплату услуг представителя по подготовке и направлению в арбитражный суд заявления об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.