Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2009 N А19-15966/08-28-Ф02-1496/09 по делу N А19-15966/08-28 В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, отказано правомерно, поскольку представление заявителем необходимых документов после проведения проверки, но до составления протокола и принятия решения о привлечении к ответственности подтверждает нарушение норм КоАП РФ и названных правил.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2009 г. N А19-15966/08-28-Ф02-1496/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шелеминой М.М.,

судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И.,

при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области Хлыстовой Н.В. (доверенность от 08.12.2008 N 08-13/13444), общества с ограниченной ответственностью фирма “Андрей К“ генерального директора Кирьянова А.Н. (паспорт);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма “Андрей К“ на решение от 19 декабря 2008 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 19 февраля 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-15966/08-28 (суд первой инстанции: Куклина Л.А.,
суд апелляционной инстанции: Клочкова Н.В., Доржиев Э.П., Никифорюк Е.О.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью фирма “Андрей К“ (далее - ООО “Андрей К“, общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2008 N 08-21/223 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 19 декабря 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 19 февраля 2009 года решение суда оставлено без изменения.

ООО “Андрей К“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты по мотивам несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, пункта 138 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и принять по делу новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправомерно не принято во внимание, что подлинники товарно-транспортной накладной на продаваемую алкогольную продукцию были похищены и в налоговый орган представлены ее копии, вместе с тем, имелись все остальные документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее оборота; не принято во внимание, что действия общества не повлекли существенную угрозу охраняемым общественным интересам; не учтен устранимый характер совершенного правонарушения, то, что оно совершено впервые и без умысла.

Заявитель кассационной жалобы считает неверным вывод суда о доказанности нарушения обществом пункта 138 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, поскольку наличие вредных веществ в винах виноградных ГОСТом Р 51157-98 не определено, на алкогольную продукцию имеются сертификаты соответствия, подтверждающие соответствие продукции гигиеническим требованиям безопасности пищевых продуктов и отсутствие в ней вредных веществ.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель налоговой инспекции считает судебные акты законными и обоснованными.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.10.2008 должностными лицами налоговой инспекции на основании распоряжения N 12-124 от 09.10.2008 проведена проверка соблюдения ООО “Андрей К“ законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу кафе “Фаворит“, расположенном по адресу: Иркутский район, село Оек, 35 км автодороги Иркутск - Усть-Орда.

В ходе проверки выявлен факт реализации алкогольной продукции вина виноградного натурального столового полусладкого красного “Трактир в провинции“, емкостью 0,75 л, крепостью 11%, дата розлива 19.03.2007, изготовитель “Винос и Бодегас“, С.А.Испания; вина виноградного натурального красного полусладкого “Лазурное море“, емкостью 0,75 л, крепостью 11%, дата розлива 04.12.2006, изготовитель “Винос и Бодегас“, С.А.Испания, без товарно-транспортных накладных, при отсутствии на потребительской таре алкогольной продукции
информации о содержании вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов, отсутствии информации о Правилах продажи отдельных видов товаров, а также с ценниками, на которых отсутствует дата оформления и подпись материально-ответственного лица или печать.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.10.2008 N 12-124.

Товарно-транспортные накладные представлены в налоговый орган 17.10.2008.

17.10.2008 по фактам нарушения обществом требований статьи 10.2, пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, пунктов 9, 19, 138, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), налоговой инспекцией в отношении общества составлен протокол N 12-124 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением налоговой инспекции от 28.10.2008 N 08-21/223 общество привлечено к административной ответственности на основании частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.

Суд первой инстанции, учитывая положения пунктов 19, 141 Правил продажи и то, что в данном случае проверка проводилась в организации общественного питания, пришел к выводу о том, что не требовалось обязательного оформления ценников на алкогольную продукцию в кафе “Фаворит“, при наличии утвержденного прейскуранта цен, в котором, как установлено судом, указано наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции, ее цена, в связи с чем в этой части нарушение Правил продажи отсутствует. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении
заявленных требований, суд исходил из доказанности наличия в иных вышеперечисленных действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушения установленного порядка привлечения к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции посчитал данные выводы суда первой инстанции правильными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил (не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи) розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Согласно пункту 1 статьи 26 названного Закона, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего
Федерального закона. Под оборотом понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

В силу пункта 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006) (далее - Правила продажи), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя настоящие Правила в наглядной и доступной форме.

Пунктом 139 указанных Правил предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об алкогольной продукции, согласно пункту 138 Правил продажи помимо сведений, указанных в пунктах 11 - 12 настоящих Правил, должна содержать: наименования входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том
числе пищевых добавок, используемых в процессе ее изготовления, сведения о наличии в алкогольной продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов (при их наличии), а также о содержании в ней вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов; пищевую ценность алкогольной продукции; объем алкогольной продукции в потребительской таре; противопоказания к применению алкогольной продукции; дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции.

Обязательная информация об алкогольной продукции, к которой относятся сведения о содержании в ней вредных для здоровья веществ, должна быть доступной, достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора товара (пункт 11 Правил продажи).

Пунктом 140 указанных Правил предусмотрено, что перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).

Несоблюдение данных требований является нарушением иных правил розничной продажи алкогольной продукции.

Судами двух инстанций на основании представленных доказательств установлен факт реализации обществом алкогольной продукции вина виноградного натурального столового полусладкого красного “Трактир в провинции“, вина виноградного натурального красного полусладкого “Лазурное море“, без товарно-транспортных накладных в момент проверки налоговым органом, при отсутствии на потребительской таре алкогольной продукции информации о содержании вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов, отсутствии в доступном для ознакомления месте информации о Правилах продажи отдельных видов товаров.

Как следует из материалов дела, копии необходимых, подтверждающих легальность реализации алкогольной продукции документов (товарно-транспортных накладных) на указанную алкогольную продукцию, не представленных на момент проведения проверки, были представлены обществом в налоговый орган после проведения проверки, 17.10.2008 при составлении протокола об административном
правонарушении, что отражено в дополнении к акту проверки от 09.10.2008 N 12-124.

Представление обществом необходимых документов после проведения проверки, но до составления протокола об административном правонарушении и принятия решения о привлечении к ответственности, несоблюдение требований пунктов 9, 138, 139 Правил продажи подтверждает совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судами надлежащим образом, с учетом положений статей 1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследован вопрос о виновности общества в совершении административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о том, что общество имело возможность для соблюдения соответствующих правил и норм в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. В связи с утратой подлинников товарно-транспортных накладных заявитель имел возможность снять с реализации алкогольную продукцию, но не сделал этого. Препятствий для доведения до покупателей Правил продажи отдельных видов товаров у общества также не имелось. Учитывая вышеуказанные положения пункта 140 Правил продажи, общество, имея возможность своевременно обнаружить отсутствие на этикетках алкогольной продукции информации о содержании вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов, и не передавать ее в розничную продажу, меры к этому не приняло.

Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии с его стороны нарушения пункта 138 Правил продажи, поскольку наличие вредных веществ в винах виноградных ГОСТом Р 51157-98 не определено, на спорную алкогольную продукцию имеются сертификаты соответствия, подтверждающие соответствие вина гигиеническим требованиям безопасности пищевых продуктов и отсутствие в нем вредных веществ, был предметом надлежащего исследования и соответствующей правовой оценки судом
апелляционной инстанции, правомерно отклонен и не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции как несостоятельный в правовом отношении. Наличие документов о соответствии реализуемой алкогольной продукции государственным стандартам (сертификата соответствия) само по себе не освобождает от ответственности, если порядок ее реализации не соответствует установленным правилам.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что действия общества не повлекли существенную угрозу охраняемым общественным интересам, а также, что не учтен устранимый характер совершенного правонарушения, что оно совершено впервые и без умысла, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу следующего.

Названные доводы были предметом надлежащего исследования и оценки судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.

Статьей 2.9 и пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на интересы граждан в области торговли и оказания
услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Выводы судов о том, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, основаны на надлежащем исследовании и оценке конкретных обстоятельств дела.

Постановлением административного органа назначена мера наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, по данному делу не установлено.

Выводы судебных инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19 декабря 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 19 февраля 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-15966/08-28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

Л.И.СМОЛЯК