Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2009 N А58-5818/08-Ф02-1000/09 по делу N А58-5818/08 Заявленные требования о признании недействительным требования налогового органа правомерно удовлетворены в части взыскания пеней и штрафа, поскольку налоговым органом нарушена процедуры принудительного взыскания пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2009 г. N А58-5818/08-Ф02-1000/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Скубаева А.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) на решение от 18 декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-5818/08 (суд первой инстанции - Бадлуева Е.Б.)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Миг“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) (далее - инспекция) о признании недействительным требования от 17.09.2008 N 67847.

Решением от 18
декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены частично. Требование инспекции от 17.09.2008 N 67847 признано недействительным в части пеней в сумме 485 731 рублей и штрафа в сумме 166 792,97 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт в части удовлетворенных требований в части пеней отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствие в требовании сведений о размере недоимки на момент направления требования, при наличии обязанности налогоплательщика по уплате пеней в указанных размерах, не свидетельствует о незаконности требования.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что обществом обжалуется требование от 17.09.2008 N 67847, в соответствии с которым обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 550 731 рубль, пени в сумме 485 041,06 рублей и штраф в сумме 166 792,97 рублей.

Удовлетворяя заявленные требования общества в части признания спорного требования недействительным в части пеней, суд указал на нарушение инспекцией процедуры принудительного взыскания пеней.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального
и процессуального права.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень конкретных требований, предъявляемых к содержанию требования об уплате налога.

При этом во
всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно пункту 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28 февраля 2001 года N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что требование об уплате пени должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени (установленный законодательством срок уплаты налога), и ставке пени.

Судом установлено, что требование от 17.09.2008 N 67847 не содержит все необходимые сведения: в требовании не указана сумма недоимки на которую начислены пени, ставки пени, период начисления пени.

Поэтому вывод арбитражного суда о несоответствии названного требования пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации является правильным.

Не может быть принят судом кассационной инстанции довод налоговой инспекции о том, что к оспариваемому требованию была приложена хронология начисления пени, отраженная в требовании, поскольку инспекцией не представлены доказательства направления обществу с оспариваемым требованием расчета пени.

Арбитражный суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал представленные в материалы дела доказательства, дал им надлежащую оценку и пришел к правильному выводу о невозможности установить истинный размер задолженности по пене из представленного суду и оспариваемого налогоплательщиком требования, поэтому у кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые
основания для переоценки установленных судом обстоятельств.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации инспекции подлежит возврату государственная пошлина в размере 1000 рублей, уплаченная по заявке на кассовый расход N 102 от 5 февраля 2009 года.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18 декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-5818/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по заявке на кассовый расход N 102 от 5 февраля 2009 года.

Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

А.И.СКУБАЕВ