Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2009 N А33-13051/08-Ф02-967/09 по делу N А33-13051/08 Заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления земельного налога, пени и штрафа удовлетворены правомерно, поскольку суд сделал вывод об отсутствии документов, подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования заявителем спорным земельным участком, в связи с чем признал, что заявитель не является плательщиком земельного налога в отношении данного земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2009 г. N А33-13051/08-Ф02-967/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Скубаева А.И.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на решение от 11 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13051/08 (суд первой инстанции - Лапина М.В.),

установил:

открытое акционерное общество “Полисант“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным
решения от 05.09.2008 N 47 в части доначисления 169 546 рублей 93 копеек земельного налога, начисления 11 230 рублей 72 копеек пени, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 25 432 рубля 04 копейки; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 100 рублей; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 63 580 рублей 10 копеек.

Решением от 11 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, общество является землепользователем, поскольку в результате преобразования ему перешло право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, кроме того, налогоплательщик фактически продолжает пользоваться земельным участком, следовательно, обязанность по уплате налога не прекращена. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может служить основанием для освобождения фактического землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от воли самого пользователя.

В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество ссылается на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в
судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, принятого по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе земельного налога, за период с 01.01.2005 по 30.04.2008.

По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией составлен акт от 11.07.2008 N 59 и с учетом возражений на акт, представленных обществом, а также результатов, проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, вынесено решение от 05.09.2008 N 47, о привлечении общества к ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 25 432 рублей 04 копеек, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 100 рублей; пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 63 580 рублей 10 копеек. Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2007 год в сумме 127 160 рублей 20 копеек, авансовый платеж по земельному налогу за 1-й квартал 2008 года в сумме 42 386 рублей 73 копейки, начислены пени в сумме 11 230 рублей 72 копейки.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные обществом требования, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование
земли являются земельный налог и арендная плата.

Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу положений статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Следовательно, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права на земельный участок (внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая производится по желанию правообладателей.

При этом из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ следует, что документы, удостоверяющие права на землю (государственные акты, свидетельства), которые выданы до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним“ имеют равную силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Аналогичная норма содержится в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“, в котором к таким документам также отнесены акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

С учетом изложенного плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок подтверждается актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

Как установлено судом, в подтверждение права постоянного (бессрочного) пользования обществом земельным участком по улице Дудинской, 16, в городе Красноярске площадью 1,3 га налоговый орган указал на свидетельство, выданное Красноярскому экспериментальному заводу монтажных заготовок на право временного пользования указанным земельным участком на основании постановления мэра города Красноярска N 441а от 19.11.1992 “О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в г. Красноярске“, до выдачи государственного акта на право собственности на землю, постоянное (бессрочное) пользование землей.

Красноярский экспериментальный завод монтажных заготовок являлся структурным подразделением государственного предприятия треста “Красноярскагроспецмонтаж“, который в процессе приватизации
преобразован в акционерное общество открытого типа “Агроспецмонтаж“ (постановление Комитета по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края N 05-06-100 от 02.03.1993 “О преобразовании государственного предприятия “Красноярскагроспецмонтаж“ в акционерное общество открытого типа“).

В соответствии с приказом руководителя акционерного общества “Агроспецмонтаж“ N 31 от 27.04.1993 “О преобразовании организаций треста в структурные подразделения акционерного общества “Агроспецмонтаж“ структурное подразделение треста - Красноярский экспериментальный завод монтажных заготовок преобразовано в структурное подразделение акционерного общества - Красноярское предприятие “Полисант“.

В соответствии с решением внеочередного собрания акционеров ОАО “Агроспецмонтаж“ (протокол N 8 от 25.12.1997) общество реорганизовано путем выделения самостоятельных юридических лиц на базе структурных подразделений с сохранением обществом “Агроспецмонтаж“ юридического статуса и части функций, определяемых договорами с выделенными подразделениями. Согласно названному решению акционеров на базе филиала “Полисант“ создано открытое акционерное общество “Полисант“. Имущество, числящееся на отдельных балансах филиалов, передано выделенным обществам по разделительному балансу на 01.10.1997.

По мнению налогового органа, ОАО “Полисант“ является правопреемником прав и обязанностей филиала общества “Агроспецмонтаж“ - Красноярского предприятия “Полисант“, созданного в свою очередь, на базе филиала Красноярский экспериментальный завод монтажных заготовок, в том числе, в отношении права пользования земельным участком площадью 1,3 га по адресу: г. Красноярск, ул. Дудинская, 16, поэтому обязано уплачивать земельный налог за его использование.

Суд первой инстанции, оценив приведенные доказательства и проверив указанный довод налоговой инспекции, сделал обоснованный вывод об отсутствии документов (актов, свидетельств), выданных обществу уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта, и подтверждающих его право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком, в связи с чем, правомерно пришел к выводу, что общество не
является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка.

Довод налоговой инспекции о нарушении судом пункта 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку в протоколе судебного заседания и в материалах дела отсутствует устное или письменное ходатайство о привлечении в качестве третьего лица на стороне налогового органа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

Ссылка суда первой инстанции в оспариваемом судебном акте на статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, не влияет на законность и правомерность выводов суда в части отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога за использование спорного земельного участка, в том числе, с учетом нахождения на данном участке объекта недвижимости, в виде гаража (строение с литером В2 на схематическом плане).

На основании изложенного, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу, что налоговой инспекцией не доказана правомерность доначисления земельного налога за спорные налоговые периоды и соответствующих пеней, в связи с чем правомерно признал оспариваемое обществом решение недействительным.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы, отмены или изменения принятого по данному делу судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 11 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13051/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.СКУБАЕВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА