Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2009 N А58-4647/08-0324-Ф02-864/09 по делу N А58-4647/08 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий по проведению мероприятий по контролю отказано правомерно, поскольку плановая проверка городских электрических сетей проводилась в связи с выполнением постановления Правительства Республики Саха (Якутия), нарушений порядка проведения мероприятий по контролю допущено не было, суд обоснованно пришел к выводу о том, что права заявителя оспариваемыми действиями нарушены не были.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2009 г. N А58-4647/08-0324-Ф02-864/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Акционерная компания “Якутскэнерго“ на решение от 7 октября 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление от 10 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А58-4647/08-0324 (суд первой инстанции: Шевелев В.В., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),

установил:

открытое акционерное общество Акционерная компания “Якутскэнерго“ (далее - ОАО АК “Якутскэнерго“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) (далее - Ростехнадзор по Республике Саха (Якутия)) о признании незаконными действий по проведению мероприятий по контролю.

Решением от 7 октября 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением от 10 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда от 7 октября 2008 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО АК “Якутскэнерго“ ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“. По мнению заявителя жалобы, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) не вправе было проводить плановую проверку, поскольку с момента проведения предыдущей проверки (с 09.06.2008 по 09.07.2008) прошло менее двух лет.

В отзыве на кассационную жалобу Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) считает судебные акты законными, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия. Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.

Как усматривается из материалов дела, пунктом 15 постановления Правительства Республики
Саха (Якутия) от 24.03.2008 N 96 “Об основных мерах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) к отопительному периоду 2008 - 2009 годов“ Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) рекомендовано при проверке готовности к осенне-зимнему периоду предусмотреть обследование жизненно важных объектов электро-, теплоснабжающих предприятий на наличие категорийных электроприемников и установленной аварийной и технологической брони.

25.07.2008 заместителем руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) издано распоряжение N 07-28/11 о проведении мероприятий по контролю в отношении Якутских городских электрических сетей ОАО “Якутскэнерго“.

Отказывая обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий по проведению мероприятий по контролю, суды двух инстанций исходили из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными арбитражный суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемые действия государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемые действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Положению об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Саха (Якутия), утвержденному приказом Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 N 252, Ростехнадзор по Республике Саха (Якутия) является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Ростехнадзор по Республике Саха (Якутия) осуществляет государственный надзор и контроль в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) (пункт 6.4 Положения); осуществляет функции за соблюдением (в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), а также требований безопасности электрических и тепловых установок и сетей (пункт 7.1.3 Положения).

Из распоряжения от 25.07.2008 N 07-28/11 видно, что данное распоряжение было издано Ростехнадзором по Республике Саха (Якутия) на основании Положения и в соответствии с Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“.

Согласно статье 2 названного Закона мероприятия по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятий по контролю.

Из пункта 8 статьи 7 этого же Закона следует, что особенности проведения мероприятий по контролю в отдельных сферах
государственного контроля (надзора) устанавливаются федеральным законом или в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Таким образом, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что Ростехнадзор по Республике Саха (Якутия) вправе проводить мероприятия по контролю в целях проверки хода подготовки Якутских городских электрических сетей к прохождению осенне-зимнего периода, оценки технического состояния объектов к несению осенне-зимнего максимума нагрузок и проверки выполнения и соблюдения обязательных требований НТД.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

ОАО АК “Якутскэнерго“ считает, что Ростехнадзор по Республике Саха (Якутия) своими действиями по проведению мероприятий по контролю нарушил права общества и законные интересы.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на ущемление прав общества на защиту юридических лиц от незаконных действий при проведении государственного контроля, отвлечение персонала от непосредственных функциональных обязанностей при проведении проверки, не соответствующей требованиям закона.

Как указывает заявитель кассационной жалобы, Ростехнадзором по Республике Саха (Якутия) при проведении проверки не соблюдены требования статей 3, 7, 8 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, однако в кассационной жалобе в качестве подтверждения данных доводов заявитель ссылается только на повторность проверки общества.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Учитывая, что
плановая проверка Якутских городских электрических сетей ОАО “Якутскэнерго“ проводилась в связи с выполнением постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.03.2008 N 96, а также то, что других нарушений порядка проведения мероприятий по контролю и ограничений при проведении мероприятий по контролю допущено не было, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что права общества действиями Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) по проведению плановой проверки нарушены не были.

У суда кассационной инстанции оснований для переоценки данных выводов не имеется.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на нарушение норм материального и процессуального права проверена, однако судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, а также нарушений, которые могли привести к неправильным выводам по делу.

На основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции оставляет решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

постановил:

решение от 7 октября 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление от 10 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А58-4647/08-0324 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА