Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 N А19-9395/08-62-Ф02-279/09 по делу N А19-9395/08-62 Дело по заявлению о признании незаконным решения фонда социального страхования в части предложения уплатить пени передано на новое рассмотрение, поскольку судом не была установлена правовая природа и характер выплат, на которые заявителем не начислялись страховые взносы, а также источник спорных выплат, в связи с чем не проверена обоснованность дополнительного начисления фондом социального страхования спорных сумм.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2009 г. N А19-9395/08-62-Ф02-279/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества “Росжелдорпроект“ Бурниной Е.В. (доверенность от 11.11.2008 N 43) и Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) Ребрушкиной Н.В. (доверенность от 16.12.2008 N 32),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Росжелдорпроект“ в лице филиала - Иркутского проектно-изыскательского института “Иркутскжелдорпроект“ на решение от 8 сентября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 ноября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по
делу N А19-9395/08-62 (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Доржиев Э.П., Ячменев Г.Г.),

установил:

открытое акционерное общество “Росжелдорпроект“ в лице филиала - Иркутского проектно-изыскательского института “Иркутскжелдорпроект“ (далее - общество) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 16.04.2008 N 15 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - Фонд социального страхования) в части предложения уплатить пени в сумме 744 рублей 92 копейки.

Решением от 8 сентября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Постановлением от 13 ноября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не рассматривался вопрос об источнике финансирования спорных выплат, на которые Фондом социального страхования начислены страховые взносы, не исследовано, относятся ли данные выплаты к оплате труда. Общество указывает, что в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о социальном страховании страховые взносы начисляются только на выплаты, обладающие характером оплаты труда.

В отзыве на кассационную жалобу общества Фонд социального страхования указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы,
заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка Иркутского проектно-изыскательского института “Иркутскжелдорпроект“ филиала открытого акционерного общества “Росжелдорпроект“ как страхователя, по вопросам правильности начисления, полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

По результатам проверки составлен акт от 28.02.2008 N 15 н/с и вынесено решение от 16.04.2008 N 15, которым обществу предложено уплатить пени в сумме 744 рубля 92 копейки.

Не согласившись с решением Фонда социального страхования в части начисления пени, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного ненормативного акта незаконным.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности доначисления обществу страховых взносов и соответствующих сумм пени.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов недостаточно обоснованными.

Как следует из оспариваемого ненормативного акта, основанием начисления пени послужили установленные в ходе проверки факты неначисления обществом страховых взносов в сумме 1144 рубля 08 копеек на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на следующие выплаты сотрудникам: оплата дней, предоставленных работнику в связи с рождением ребенка; в связи с регистрацией брака; выплата единовременного пособия при рождении ребенка сверх установленного законодательством размера; выплата ежемесячного пособия
работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет сверх установленного законодательством размера; компенсация оплаты содержания детей работников в дошкольных учреждениях в зависимости от материального положения; прочая материальная помощь работающим лицам.

Согласно статье 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Судебные инстанции пришли к выводу, что страховые взносы должны начисляться на все суммы, выплачиваемые работникам организации-страхователя, за исключением выплат, перечисленных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.

Указанный вывод судов нельзя признать обоснованным ввиду следующего.

Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, определяющим основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, установлено, что страховым тарифом признается ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.

Статьей 1 Федеральных законов от 29.12.2004 N 207-ФЗ, от 22.12.2005 N 179-ФЗ, от 19.12.2006 N 235-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ на 2005, 2006, 2007 годы (соответственно) для страхователей страховые тарифы на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Следовательно, в 2005 - 2007 годах названными Федеральными законами для начисления страховых взносов не были установлены иные источники доходов, кроме начисленной оплаты труда по всем основаниям, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Таким образом, из буквального толкования вышеназванных положений федеральных законов следует, что базой для исчисления и уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования действующим законодательством признается начисленная оплата труда работникам. Исключения из названной базы в виде выплат, на которые не начисляются страховые взносы, установлены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право работодателя устанавливать стимулирующие выплаты.

К выплатам стимулирующего характера относятся различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения затрат,
связанных с исполнением работниками трудовых и иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции и арбитражным апелляционным судом не была установлена правовая природа и характер выплат, на которые обществом не начислялись страховые взносы, а также источник спорных выплат, в связи с чем не проверена обоснованность дополнительного начисления Фондом социального страхования спорных сумм.

Учитывая, что судами при рассмотрении дела фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании неполного исследования имеющихся в деле доказательств, без учета положений норм материального права, подлежащих применению в данном споре, в соответствии с положениями статей 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, установить имеющие значение для дела обстоятельства, с учетом правильного применения норм материального права принять законное и мотивированное решение, распределить между сторонами расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 8 сентября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 ноября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-9395/08-62 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

А.И.СКУБАЕВ

Н.М.ЮДИНА