Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009 N А33-9166/08-Ф02-6865/08 по делу N А33-9166/08 Дело по заявлению о признании незаконным и отмене постановления органа строительного надзора и жилищного контроля о привлечении к административной ответственности за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами передано на новое рассмотрение, поскольку суд не установил исполнителя услуг применительно к требованиям, предъявляемым Правилами к исполнителям коммунальных услуг и конкретным обстоятельствам данного дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2009 г. N А33-9166/08-Ф02-6865/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ на решение от 5 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 29 сентября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9166/08 (суд первой инстанции: Севастьянова Е.В., суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Бычкова О.И., Первухина Л.Ф.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ (далее - ООО “КрасКом“, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к
Службе строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края (далее - Служба) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2008 N 143-Ж по делу об административном правонарушении.

Решением от 5 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 29 сентября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда от 5 августа 2008 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО “КрасКом“ ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения части 1 статьи 2.1, статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), неправильного истолкования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), письма от 20.03.2007 N 4889-СК/07 Министерства регионального развития Российской Федерации о применении пунктов 3 и 49 Правил.

В отзыве на кассационную жалобу Служба просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 61347, 61348 от 18.12.2008), однако своих представителей судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 19.01.2009.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено материалами дела, прокуратура Свердловского района г. Красноярска провела проверку по факту прорыва
водопровода, произошедшего 11.03.2008 по ул. Матросова, 5.

Результаты проверки отражены в постановлении от 25.03.2008 прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО “КрасКом“. Установлено, что в результате прорыва водопровода была прекращена подача холодной воды в 32 жилых домах. Причиной возникновения утечки является образование трещины по диаметру чугунной трубы вследствие ее значительного износа.

Постановлением прокурора от 25.03.2008 в отношении ООО “КрасКом“ было возбуждено дело по признакам нарушения статьи 7.23 КоАП Российской Федерации.

Постановлением от 10.06.2008 Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края общество было привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Отказывая ООО “КрасКом“ в удовлетворении его требования о признании постановления от 10.06.2008 незаконным, арбитражный суд исходил из того, что фактическим исполнителем услуги по холодному водоснабжению по ул. Матросова является ООО “КрасКом“, в связи с чем оно признается субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.

Выводы суда по делу не основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах в связи со следующим.

Согласно статье 7.23 КоАП Российской Федерации нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Пунктом 75 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность на нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 Правил исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием
которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Суд для выяснения вопроса о том, является ли общество субъектом вменяемого ему правонарушения, применил пункт 7 Правил.

Субъекты, ответственные за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, действительно, перечислены и в пункте 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды.

Как установлено судом, управление домами, оставшимися без холодного водоснабжения в результате аварии, осуществляет управляющая компания ООО “Жилкомцентр“.

ООО “КрасКом“ не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых гражданам подается холодная вода.

ООО “КрасКом“, как установил суд, приняло на себя обязательства обеспечить отпуск питьевой воды ООО “Жилкомцентр“ (управляющей компании).

Из указанных обстоятельств суд сделал вывод о том, что фактическим исполнителем услуги является ООО “КрасКом“, оно должно нести ответственность по статье 7.23 КоАП Российской Федерации, так как субъектом данного правонарушения не обязательно является только исполнитель коммунальных услуг.

Применительно к установленным судом по делу обстоятельствам данный вывод преждевременен в связи со следующим. Из мотивировочной части судебных актов не видно, в каком качестве административный орган привлек общество к административной ответственности, почему субъектом ответственности в данном
случае не может быть исполнитель, предоставляющий коммунальные услуги и отвечающий требованиям, предъявляемым Правилами к исполнителю.

Кроме того, указанный вывод постановлен судом без учета обстоятельства, установленного по делу и не оспоренного сторонами, а именно, наличия управляющей компании домами по ул. Матросова.

Следовательно, ссылаясь на пункт 7 Правил, суд должен был мотивировать, почему к возникшим правоотношениям применена данная норма, если она регулирует случаи, когда собственники помещений в многоквартирном доме непосредственно управляют таким домом. Из судебных актов не видно, какую ситуацию суд признает непосредственным управлением собственниками помещений в многоквартирном доме.

Поскольку в силу статьи 75 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг, суд по настоящему делу должен был установить исполнителя услуг применительно к требованиям, предъявляемым Правилами к исполнителям коммунальных услуг и конкретным обстоятельствам настоящего дела либо обосновать правомерность привлечения к административной ответственности ООО “КрасКом“ в статусе фактического исполнителя услуги.

При таких условиях судебные акты по делу подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

На основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 5 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 29 сентября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9166/08 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА