Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2009 N А33-7146/08-Ф02-6943/08 по делу N А33-7146/08 Заявление об обязании налогового органа возвратить излишне взысканные налоги (сборы), пени и штрафы, а также начислить и выплатить проценты на сумму излишне взысканных налогов удовлетворено правомерно, поскольку право на принудительное взыскание данной задолженности налоговым органом утрачено, а требования об уплате спорных сумм налогов, пеней, штрафов, а также доказательства их вручения налогоплательщику налоговым органом не представлены.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2009 г. N А33-7146/08-Ф02-6943/08
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Скубаева А.И.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на решение от 5 сентября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7146/08 (суд первой инстанции - Куликовская Е.А.),
установил:
закрытое акционерное общество “Фрунзенский лестранхоз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - налоговая инспекция) с требованием об обязании налогового органа возвратить излишне взысканные налоги (сборы), пени, штрафы, поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета Иркутской области; поступившие в местный бюджет Чунского муниципального района, за счет средств бюджета Чунского муниципального района Иркутской области; поступившие во внебюджетные фонды, за счет средств внебюджетных фондов Чунского района Иркутской области; поступившие в федеральный бюджет за счет средств федерального бюджета; поступившие в местный бюджет Тайшетского муниципального района, за счет средств бюджета Тайшетского муниципального района Иркутской области. А также: об обязании налогового органа начислить и выплатить в пользу общества проценты на сумму излишне взысканных налогов (сборов) пеней и штрафов за счет соответствующих бюджетов по состоянию на 28.04.2008 в сумме 128 472 рубля 64 копейки; об обязании налогового органа начислить и выплатить в пользу общества проценты на сумму излишне взысканных налогов (сборов) пеней и штрафов за счет соответствующих бюджетов с 29.04.2008 по день фактической оплаты на сумму 553 745 рублей 04 копейки по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Решением от 5 сентября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования обществом удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, указанные суммы уплаты не могут быть рассмотрены как излишне взысканные и образовавшие переплату по налогам, так как у налогоплательщика имелась задолженность в соответствующих суммах.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, принятого по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Закрытое акционерное общество “Фрунзенский лестранхоз“ зарегистрировано в качестве юридического лица 27.03.1999 мэрией Чунского района за N 143.
26.12.2002 Инспекцией МНС по Чунскому району Иркутской области общество зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1023802806280 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированным до 01.07.2002 серии 38 N 001026204).
19.05.1999 общество поставлено на учет в ГНИ по Чунскому району (свидетельство серии 38 N 0003969).
30.03.2007 в связи с изменением места нахождения общество поставлено на учет в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска (свидетельство серии 24 N 004329696).
09.06.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу принято решение о взыскании налогов (сборов), пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика N 181, в том числе налогов в размере 836 381 рубля 71 копейки и пени в размере 398 997 рублей 29 копеек.
В ходе исполнительного производства, возбужденного Чунским отделом судебных приставов ОСБ 7730 п.т.г. Чунский на основании постановления названного налогового органа N 181 от 09.06.2005 о взыскании с общества налогов (сборов), пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, обществом перечислены в доходы соответствующих бюджетов налоги (сборы) в общей сумме 466 373 рублей 82 копейки.
Решением от 20 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11464/06-51 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 181 от 09.06.2005 “О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации“.
12.02.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу принято решение N 519 “О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации“, согласно которому с общества подлежали взысканию 30 307 рублей пеней и 57 134 рублей штрафов.
На основании инкассовых поручений от 07.02.2007 N 9758, 9759, 9760, 9761, 9762, 9763, 9764, 9765 налоговая инспекция взыскала с общества 53 039 рублей налоговых санкций по требованиям от 22.01.2007 N 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50. Указанный факт подтверждается отметками банка на инкассовых поручениях, где в поле “Списано со счета“ стоит дата списания 15.02.2007.
Кроме того, судебными приставами-исполнителями 12.03.2007 взыскана с общества общая сумма в размере 87 441 рубля 22 копейки, в том числе и по требованиям N 43 - 50 от 22.01.2007. Сумма 53 039 рублей впоследствии была возвращена обществу, как повторно взысканная.
Решением от 24 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4947/07-57 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 519 от 12.02.2007 “О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации“ в части взыскания 30 307 рублей пени и 57 084 рублей штрафов. В удовлетворении остальной части заявленного требования обществу отказано.
Заявлениями от 16.03.2007, от 08.08.2007, от 21.08.2007, от 07.09.2007 общество обращалось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу за возвратом незаконно взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Кроме того, общество просило налоговый орган исполнить решения арбитражного суда и исключить из лицевых карточек задолженность по налогам и пеням, право на бесспорное взыскание которой налоговой инспекцией утрачено.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу отказала обществу в возврате спорных сумм налогов, пеней и штрафов, поскольку с 30.03.2007 общество в связи с изменением места нахождения перешло на налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска.
В связи с тем, что до настоящего времени спорные суммы налогов, пеней и штрафов не возвращены, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные обществом требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки, налоговой базы и налоговых льгот.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок возврата излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета указанных сумм в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 указанной статьи, процентов на эту сумму.
В силу пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. При этом порядок возврата при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом налоговом органе статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен.
Согласно пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации не связывает возврат излишне взысканного налога с условием того, каким образом налоговые органы обеспечат исполнение такой обязанности и не определяет порядок действий налогового органа по непосредственному осуществлению налоговым органом возврата излишне уплаченного налога из бюджета.
Порядок возврата излишне взысканного налога как процедуры осуществления конкретных действий по непосредственному возврату излишне взысканного налога в бюджет любого уровня определен Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с письмом от 27.12.2004 N 11-12-5/19 Министерства финансов Российской Федерации “О порядке возврата (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов“ возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н “Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“.
Таким образом, после перехода общества на налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска осуществляемые налоговыми органами обязанности бюджетов перед налогоплательщиком, в том числе обязанность по возврату обществу излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафа, не исполненная налоговой инспекцией по прежнему месту налогового учета, не прекратились и не изменились.
Поскольку законодательство не предусматривает иного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что перевод налогоплательщика из одного налогового органа на учет в другой налоговый орган не имеет правового значения для возврата излишне взысканного налога.
У налогового органа по новому месту нахождения налогоплательщика имеются правовые и фактические основания для осуществления возврата излишне взысканных налогов, пеней и штрафов из тех бюджетов, в которые они поступили, поскольку именно в налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика имеется необходимая информация о наличии переплаты (недоимки) по всем налогам для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) налогов.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 519 от 12.02.2007 “О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации“ в части взыскания с общества 30 307 рублей 22 копеек пеней и 57 084 рублей штрафов признано недействительным решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.05.2007 по делу N А19-4947/07-57, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 181 от 09.06.2005 “О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации“ признано недействительным решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.07.2006 по делу N А19-11464/06-51, спорные суммы налогов, пеней, штрафов были взысканы налоговым органом в принудительном порядке.
Следовательно, обстоятельства, установленные данными судебными актами, не требуют доказывания при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу, что указанные суммы являются излишне взысканными, поэтому подлежат безусловному возврату налогоплательщику.
При этом судом правомерно не принят во внимание довод налогового органа о том, что предметом рассмотрения дела N А19-11464/06-51 было решение N 181 от 09.06.2005 о взыскании налогов (сборов), штрафов, пеней за счет имущества налогоплательщика-организации, а не основания возникновения недоимки по налогам, пеням, налоговым санкциям, факт отсутствия недоимки у общества в ходе рассмотрения дела в суде не исследовался, задолженность по данным налогам судом не признавалась неправомерной, поскольку налоговый орган вправе взыскивать недоимку по налогам и пеням законными способами, с соблюдением норм, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, налоговой инспекцией не представлены доказательства наличия у общества недоимки по налогам, а также расчеты взысканных сумм пени. Суммы, взысканные по решениям N 181 от 09.06.2005, N 519 от 12.02.2007 налоговый орган представил в табличной форме с приложением соответствующих расчетов и деклараций. В подтверждение наличия недоимки налоговой инспекцией представлены следующие документы: справка о состоянии расчетов с бюджетом на 23.07.2008, налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 год, расчет авансового платежа по транспортному налогу за 1 квартал 2004 года, налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2004 года. Иные документы не представлены.
Право на принудительное взыскание данной задолженности налоговым органом утрачено, требования об уплате спорных сумм налогов, пеней, штрафов, а также доказательства их вручения налогоплательщику налоговой инспекцией не представлены.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил требования общества об обязании налогового органа возвратить суммы излишне взысканных налогов (сборов), пеней, штрафов, а также начисленных процентов. Арифметический расчет процентов налоговой инспекцией не оспаривается.
На основании изложенного, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.
Учитывая, что налоговой инспекции при обращении с кассационной жалобой была предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы по существу, государственная пошлина подлежит взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение от 5 сентября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7146/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.СКУБАЕВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА