Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2009 N А10-2060/08-Ф02-6856/08 по делу N А10-2060/08 В удовлетворении заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии отказано правомерно, поскольку заявителем не представлены достоверные доказательства, подтверждающие осуществление юридическим лицом подлежащей лицензированию деятельности по сбору и транспортированию бытовых отходов, отнесенных к четвертому классу опасности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 г. N А10-2060/08-Ф02-6856/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шелеминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ на решение от 8 августа 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2008 года по делу N А10-2060/08 (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.-С.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Лешукова Т.О.),

установил:

прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении общества с ограниченной
ответственностью “Содружество“ (далее - общество, ООО “Содружество“) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 8 августа 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 29 сентября 2008 года решение суда оставлено без изменения.

Прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты по мотивам несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения положений статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“, части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и принять новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что поскольку общество без лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов, которая в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“ подлежит лицензированию, в его действиях имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Прокурор считает неправомерным вывод судов о недоказанности состава административного правонарушения в действиях Общества.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 60869, 60870 от 24.12.2008), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили,
в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 25.06.2008 Республиканской службой по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса проведена проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства. Проверкой установлено, что основным профилем деятельности общества является осуществление функции по благоустройству и уборке территории жилого фонда, сбор и вывоз твердых бытовых отходов от организаций, предприятий, населения. У общества отсутствует лицензия на право обращения с опасными отходами производства.

07.07.2008 прокурором Железнодорожного района г. Улан-Удэ в порядке статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “Содружество“ к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса
РФ об административных правонарушениях.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом.

Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов относится к лицензируемому виду деятельности.

Из содержания статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ следует, что к опасным относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт
с другими веществами. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет вывоз твердых бытовых отходов как своими силами так и по договорам.

Согласно договорам, заключенным с ООО “Сото“ от 15.08.2007, с ООО “Геометрия“ от 23.04.2008, с ООО “Стройарсеналплюс“ общество осуществляло вывоз твердых бытовых отходов на мусоросортировочный завод ОАО “Байкалэкоресурс“ г. Улан-Удэ, который занимается сбором, использованием, размещением опасных отходов, имеет лицензию на данный вид деятельности.

В силу пунктов 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской
Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно данным критериям все отходы производства и потребления классифицируются как опасные в соответствии с пятью классами опасности, в том числе 4 класс опасности - малоопасные отходы, 5 класс опасности - практически неопасные отходы.

Во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Министерство природных ресурсов Российской Федерации приказом от 02.12.2002 N 785 утвердило форму паспорта опасного отхода и инструкцию по его заполнению.

Согласно пункту 2 инструкции паспорт опасного отхода составляется на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней) и на отходы 1 - 4 класса опасности для окружающей природной среды.

Код и наименование отхода указываются по Федеральному классификационному каталогу отходов. Опасные свойства отхода устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ “О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением“ (пункты 4, 8 инструкции).

Арбитражным судом установлено, что согласно представленным договорам, осуществлялся вывоз твердых бытовых отходов, которые либо не имеют класса опасности, либо имеют 5 класс опасности, на который не требуется паспорт
опасных отходов.

Исследовав материалы дела, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что заявителем не представлены достоверные доказательства, подтверждающие осуществление ООО “Содружество“ подлежащей лицензированию деятельности по сбору и транспортированию бытовых отходов, отнесенных к 4 классу опасности.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах обоснованы выводы судебных инстанций о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 8 августа 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление Четвертого арбитражного
апелляционного суда от 29 сентября 2008 года по делу N А10-2060/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.Ю.ПУЩИНА