Решения и определения судов

Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 21.12.2009 N 2466-2009 Заявленные требования об оспаривании действий должностных лиц, связанных с привлечением заявителя к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и лишением премии за образцовое выполнение воинского долга, удовлетворены, поскольку должностными лицами нарушен порядок увольнения военнослужащего по данному основанию, регламентированный Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.

НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2009 г. по делу N 2466-2009

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего подполковника юстиции Войтко С.Н., с участием прокурора помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона майора юстиции С., заявителя О. и его представителя - адвоката С., представившей удостоверение N 1214 и ордер N 492 от 8 декабря 2009 года, представителей должностных лиц, действия которых обжалуются, майора юстиции Ж. и лейтенанта юстиции Ш., при секретаре Д. в открытом судебном заседании, рассмотрел гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 майора О., об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с привлечением заявителя к дисциплинарной ответственности в
виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и лишением премии за образцовое выполнение воинского долга, действий Командующего войсками СибВО, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы в связи с невыполнением условий контракта с его стороны, а также действий командира войсковой части 00000, связанных с представлением заявителя к досрочному увольнению с военной службы по указанному основанию.

В ходе рассмотрения дела по существу военный суд,

установил:

О. обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Министра обороны РФ, связанные с изданием приказа N 1099 от 12 октября 2009 года о досрочном увольнении его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта с его стороны и лишением премии за образцовое выполнение воинского долга за третий квартал 2009 года, действия Командующего войсками СибВО, связанные с изданием приказа N 0295 от 14 ноября 2009 года о досрочном увольнении его с военной службы по указанному основанию, а также действия командира войсковой части 00000 связанные с представлением его к досрочному увольнению с военной службы в связи с не выполнением им условий контракта о прохождении военной службы. В связи с этим О. просил обязать указанные воинские должностные лица отменить вышеназванные приказы, а командира войсковой части 00000, кроме этого, отозвать соответствующее представление о досрочном увольнении его с военной службы.

Министр обороны РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, при этом сведений о причинах своей неявки и неявки его представителя не представил.

Заявитель, а также его представитель дали пояснения, относительно заявленных требований, в пределах поданного О. заявления,
при этом заявитель пояснил, что в ходе проверки отдельных вопросов вещевой службы соединения, проводимой начальником группы Контрольно-ревизионного отдела Тыла ВС РФ, последний с ним не общался и с актом проверки он был ознакомлен лишь после убытия комиссии. В связи с чем, он был лишен возможности аргументировано дать членам комиссии свои объяснения по недостаткам отраженным в настоящем акте.

Представитель Командующего войсками СибВО - Ж., требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, при этом указал, что О. был обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, поскольку последний ненадлежаще исполнял свои должностные обязанности начальника тыла войсковой части 00000, что привело к утрате материальных средств в крупном размере, которая была выявлена в ходе проверки отдельных вопросов вещевой службы соединения начальником группы Контрольно-ревизионного отдела Тыла ВС РФ. Также представитель Ж. сообщил, что по результатам данной проверки был составлен соответствующий акт, который и послужил для Министра обороны РФ основанием для привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. При этом начальником группы Контрольно-ревизионного отдела Тыла ВС РФ в ходе указанной проверки проводилось разбирательство по фактам выявленных недостатков. Во исполнение приказа Министра обороны РФ О. был досрочно уволен Командующим войсками СибВО с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта.

Представитель командира войсковой части 00000 - Ш., требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, при этом указал, что командиром войсковой части 00000 заявитель был представлен к досрочному увольнению с военной
службы во исполнение оспариваемого приказа Министра обороны РФ о привлечении О. к дисциплинарной ответственности.

Прокурор, полагал необходимым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, а также мнение прокурора, и исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. При этом, военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

Согласно ст. 28.4 названного Закона дисциплинарное взыскание является установленной государственной мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

Статьей 28.8 этого же Закона определено, что по каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, проводится разбирательство, за исключением случаев установления обстоятельств исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего. При этом порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495, принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Пунктом 82 Дисциплинарного устава ВС РФ определено, что при назначении дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего,
совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность. При этом строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

Согласно п. 99 Дисциплинарного устава ВС РФ, дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта - применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта.

Как следует из копии приказа Министра обороны РФ от 12 октября 2009 года N 1099, О., за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в отсутствии организации и контроля учета и отчетности в подчиненных службах, неудовлетворительной организации контроля за хранением, сбережением материальных средств и непринятии мер по предотвращению их утрат, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и лишен премии за образцовое выполнение воинского долга по итогам работы за третий квартал 2009 года.

Согласно выписке из приказа Командующего войсками СибВО от 14 ноября 2009 года N 0295, О. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Из копии акта проверки отдельных вопросов вещевой службы войсковых частей 00000 и 00000 от 17 сентября 2009 года N 1500 усматривается, что в ходе проверки начальником группы Контрольно-ревизионного отдела Тыла ВС РФ, в период с 5 по 16 сентября 2009 года, была выявлена недостача (незаконное списание) материальных средств вещевой службы войсковой части 00000, а именно недостача на складе “ТД“ на сумму 1147073
руб. 19 коп., незаконное списание (расходование) материальных средств на сумму 586149 руб. 30 коп., излишки материальных средств на складе “ТД“ на сумму 2449649 руб. 04 коп. и на сумму 133747 руб. 64 коп. При этом в акте указано, что причинами утрат вещевого имущества явились невыполнение командованием и должностными лицами тыла части требований руководящих документов по контролю за своевременным и полным обеспечением материальными средствами вещевой службы, а также законностью расходования и сохранностью материальных средств. Наряду с этим в данном акте командирам войсковых частей 00000 и 00000 указано на необходимость принять решение в соответствии с действующим законодательством по выявленным утратам, незаконному списанию и излишкам материальных средств на складах.

Как следует из копии приказа командира войсковой части 00000 от 22 сентября 2009 года N 245/28, а также из выписки из приказа этого же должностного лица от 16 ноября 2009 года N 320, в сентябре - октябре 2009 года, по указанию командира войсковой части 00000 проводилась контрольная проверка и осуществлялся повторный просчет имущества вещевой службы войсковых частей 00000 и 00000. По результатам которой, выявленная недостача в ходе проверки начальником группы Контрольно-ревизионного отдела Тыла ВС РФ, в период с 5 по 16 сентября 2009 года, на указанные выше суммы не подтвердилась.

Выписками из приказов командира войсковой части 00000 от 28 января 2008 года N 64, от 28 октября 2008 года N 677, подтверждается, что О. согласно планам проверок наличия и качественного состояния вещевого имущества проводились проверки, в ходе которых выявлялись недостачи вещевого имущества, о чем издавались соответствующие приказы.

Согласно акту проверки хозяйственной деятельности вещевой службы войсковой части 00000
от 14 июня 2008 года, проведенной в период с 25 мая по 14 июня 2008 года инвентаризационной комиссией войсковой части 00000, вещевая служба части с задачами по своевременному обеспечению и доведению положенных норм довольствия до личного состава, организации ведения учета, порядка хранения и сбережения материальных средств вещевой службы справляется. Что также подтверждается актом инвентаризации вещевой службы войсковой части 00000 от 20 декабря 2008 года, проводимой в период с 20 октября по 20 декабря 2008 года.

По заключении аттестационной комиссии войсковой части 00000 от 20 марта 2009 года, О. дана положительная характеристика, как профессионально подготовленному, добросовестному и дисциплинированному офицеру и он признан соответствующим занимаемой должности, и связи с организационно-штатными мероприятиями рекомендован к назначению на должность заместителя начальника тыла 00 ОМСБ.

В судебном заседании представитель командира войсковой части 00000 подтвердил, что О. ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался, по службе характеризуется положительно.

Оценивая вышеизложенное и законность действий Министра обороны РФ, связанных с привлечением О. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта и лишением оспариваемой премии, а также законность действий Командующего войсками СибВО, связанных с изданием приказа о досрочном увольнении заявителя с военной службы по указанному основанию, суд усматривает со стороны воинских должностных лиц нарушения действующего законодательства, так как в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных правовых актов при определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

В то же время
из материалов дела усматривается, что заявитель с 1994 года проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ, закончил военную академию тыла и транспорта в 2006 году, ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался, по службе характеризовался положительно. По смыслу норм Дисциплинарного устава привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности является мерой укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих. При этом командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

Исходя из вышеприведенных положений, наложение на военнослужащего дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы за совершение отдельного проступка, при отсутствии у него дисциплинарных взысканий ранее и при положительных характеристиках, допустимо лишь при совершении им грубого дисциплинарного проступка, порочащего честь военнослужащего и исключающего его дальнейшее нахождение на военной службе.

В то же время из материалов дела доказанность подобных обстоятельств не усматривается.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что отрицательный вывод о деловых и морально-психологических качествах заявителя сделан только на основании акта проверки отдельных вопросов вещевой службы войсковых частей 00000 и 00000 начальником группы Контрольно-ревизионного отдела Тыла ВС РФ, и без учета прежней, продолжительной службы заявителя в армии.

Между тем. О. на протяжении своей службы характеризовался положительно, ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался, и данное обстоятельство было подтверждено в судебном заседании представителем командира войсковой части 00000.

При таких обстоятельствах суд считает, что доводы представителя Командующего войсками СибВО относительно того, что О. ненадлежаще исполнял должностные обязанности, тем самым не выполнил условий контракта о прохождении военной службы, в судебном заседании подтверждения не
нашли и отвергает их. При этом оспариваемые действия Министра обороны РФ и Командующего войсками СибВО суд признает неправомерными, а требования заявителя в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требование О. относительно обжалования действий командира войсковой части 00000, связанных с представлением его к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, суд считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подп. “в“ п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту может быть уволен с военной службы досрочно в связи с невыполнением им условий контракта.

Порядок реализации увольнения военнослужащего по указанному основанию, регламентирован статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утвержденного Указом Президента РФ N 1237 от 16 сентября 1999 года), согласно п. 12 и п. 13 которой увольнение военнослужащего по основанию, когда его согласие на увольнение не предусматривается, допускается без рапорта военнослужащего и может производиться как при наличии заключения аттестационной комиссии, так и в отсутствие такового, поскольку оно носит рекомендательный характер.

Увольнение по основанию, предусмотренному подп. “в“ п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, не зависит от желания и воли военнослужащего. По данному основанию военнослужащий может быть уволен с военной службы по решению командования.

Однако в соответствии с п. 14 ст. 34 этого же Положения, перед увольнением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уточняются данные о прохождении им военной службы, исчисляется выслуга лет, с военнослужащим проводится индивидуальная беседа, содержание которой отражается в листе беседы, который подписывается военнослужащим, а также должностным лицом, проводившим
беседу и приобщается к личному делу.

Согласно копии отпускного билета N 272 от 24 сентября 2009 года, О. предоставлен основной отпуск с выездом в г. Нижний Новгород в период с 25 сентября по 19 ноября 2009 года.

Копиями проездных железнодорожных билетов подтверждается, что О. 26 сентября 2009 года убыл из г, Новосибирска в г. Нижний Новгород, а вернулся к месту прохождения военной службы 19 ноября 2009 года.

В судебном заседании заявитель сообщил, что 3 ноября 2009 года он находился в отпуске в г. Нижний Новгород, при этом его о проведении заседания аттестационной комиссии не извещали, на данном заседании он не присутствовал, с решением аттестационной комиссии под роспись не знакомили. Кроме того индивидуальной беседы с ним не проводилось, в листе беседы он не расписывался, а также он не был ознакомлен с выслугой лет. При этом утверждения заявителя о нарушении порядка представления его к досрочному увольнению с военной службы были подтверждены в судебном заседании представителем командира войсковой части 00000.

На основании изложенного, военный суд считает необходимым признать неправомерными действия командира войсковой части 00000, связанные с представлением О. к досрочному увольнению с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта, а данное требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд считает, что указанные неправомерные действия командира войсковой части 00000, повлекли издание незаконного приказа Командующим войсками СибВО о досрочном увольнении заявителя с военной службы.

Таким образом, суд признает заявление О. обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины, уплаченной заявителем в размере 100 рублей, суд полагает необходимым возложить на должностное лицо.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Заявление О. признать обоснованным.

Действия Министра обороны РФ связанные с изданием приказа N 1099 от 12 октября 2009 года о привлечении О. к дисциплинарной ответственности, в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта с его стороны и лишении премии за образцовое выполнение воинского долга по итогам работы за 3 квартал 2009 года - признать неправомерными.

Обязать Министра обороны Российской Федерации отменить приказ N 1099 от 12 октября 2009 года в части касающегося досрочного увольнения О. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и лишения премии за образцовое выполнение воинского долга по итогам работы за 3 квартал 2009 года.

Действия Командующего войсками СибВО связанные с изданием приказа N 0295 от 14 ноября 2009 года о досрочном увольнении О.. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта с его стороны - признать неправомерными.

Обязать Командующего войсками СибВО отменить приказ N 0295 от 14 ноября 2009 года, в части касающегося досрочного увольнения О.. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта с его стороны.

Действия командира войсковой части 00000 связанные с представлением заявителя к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта с его стороны - признать неправомерными.

Обязать командира войсковой части 00000 отозвать представление о досрочном увольнении О. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Судебные расходы по делу, состоящие из оплаченной заявителем государственной пошлины в размере 100 (ста) рублей, возложить на войсковую часть 00000, взыскав с нее в пользу О. указанную сумму.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу

подполковник юстиции

С.Н.ВОЙТКО