Решения и определения судов

Решение Красноярского краевого суда от 11.12.2009 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта “г“ пункта 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года N 12-2711 “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий“.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря 2009 года

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего Войты И.В.,

при секретаре Ускове Д.А.,

с участием - заявителя Ф.В., представителя Законодательного Собрания Красноярского края З.Г., представителя Губернатора Красноярского края З.Т., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Ч.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ф.В. о признании недействующим и неподлежащим применению подпункта “г“ пункта 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года N 12-2711 “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий“,

установил:

10 декабря 2004 года Законодательным Собранием Красноярского края принят и 28 декабря 2004 года Губернатором Красноярского края подписан Закон Красноярского края “О мерах
социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий“ N 12-2711, который официально опубликован в газете “Красноярский рабочий“ от 6 января 2005 года. Указанный Закон вступил в силу с 17 января 2005 года.

Ф.В., имеющий статус реабилитированного лица, обратился в Красноярский краевой суд с заявлением, в котором просил признать недействующими и неподлежащими применению подпункт “г“ пункта 2 статьи 2 и подпункт “в“ пункта 1 статьи 3 вышеназванного Закона Красноярского края, а также взыскать с Законодательного Собрания Красноярского края в его пользу транспортные расходы в сумме 6 980 руб. 40 коп.

Определением судьи Красноярского краевого суда от 9 июля 2009 года в принятии заявления Ф.В. о признании недействующими подпункта “г“ пункта 2 статьи 2 и подпункта “в“ пункта 1 статьи 3 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года N 12-2711 “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий“, отказано.

Этим же определением исковое заявление о взыскании с Законодательного Собрания Красноярского края транспортных расходов, возвращено Ф.В. в связи с неподсудностью рассмотрения данных требований Красноярскому краевому суду.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 года определение судьи Красноярского краевого суда от 9 июля 2009 года об отказе в принятии заявления об оспаривании Закона Красноярского края от 10.12.2004 г. N 12-2711 отменено и в этой части направлено на новое рассмотрение. В остальной части определение оставлено без изменения.

Определением судьи Красноярского краевого суда от 11 ноября 2009 года заявление Ф.В. об оспаривании Закона Красноярского края от 10.12.2004 г. N 12-2711 принято к производству Красноярского краевого суда в
качестве суда первой инстанции.

В судебном заседании Ф.В. уточнил свои требования и просил признать недействующим и неподлежащим применению подпункт “г“ пункта 2 статьи 2 оспариваемого Закона Красноярского края по тем основаниям, что указанная норма противоречит преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, так как не обеспечивает сохранение достигнутого уровня его социальной защиты, а денежная выплата, не компенсирует льгот, установленных для репрессированных лиц статьей 16 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ N 1761-1 от 18 октября 1991 года (в редакции действующей до 1 января 2005 года).

Представитель Законодательного Собрания Красноярского края З.Г. и представитель Губернатора Красноярского края З.Т. заявленные требования не признали, указывая на то, что оспариваемые положения Закона Красноярского края приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав объяснения заявителя, возражения представителя Законодательного Собрания Красноярского края и представителя Губернатора Красноярского края, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора Ч.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Красноярский краевой суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Подпунктом “ж“ пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с часть 2 статьи 76 Конституции Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы к иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы субъектов подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.

Статьей 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ внесены изменения в Закон РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 18 октября 1991 года N 1761-1, в том числе в статью 16 этого Закона.

Согласно статье 16 указанного Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам
субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...“ установлены цели государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе приведения системы социальной защиты граждан в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 153 названного Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...“ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат
не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Закон Красноярского края “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий“ от 10 декабря 2004 года N 12-2711 определяет меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий жителей Красноярского края, а также порядок предоставления мер социальной поддержки.

Статьями 2 и 3 указанного Закона Красноярского края (в редакции Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года N 7-2738) предусмотрена система мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, которая включает в себя право на:

ежемесячную денежную выплату на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), проезд на водном транспорте пригородного сообщения и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии - междугородных маршрутов (внутрирайонных) в размере 110 рублей. Ежемесячная денежная выплата подлежит индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги. Размер индексации устанавливается ежегодно законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период (подпункт “г“ пункт 2 статьи 2 и подпункт “в“ пункта 2 статьи 3 названного Закона).

Порядок предоставления мер социальной поддержки закреплен в статье 4 оспариваемого Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года N 12-2711.

В судебном заседании установлено, что совокупный объем финансирования мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в 2004 - 2008 г.г. по Красноярскому краю, в том числе по оплате на проезд, не уменьшился.

Так, согласно информации министра социальной политики Красноярского края П.Г., в 2004 году расходы краевого бюджета на эти цели составили 8
884,20 тыс. руб.; в 2005 году они составили 14 823,50 тыс. руб.; в 2006 году - 7 342,30 тыс. руб.; в 2007 году - 8 046,60 тыс. руб.; в 2008 году - 9 244,50 тыс. руб.

Кроме того, из объяснений представителей Законодательного Собрания Красноярского края и Губернатора Красноярского края следует, что 11 декабря 2009 года во втором чтении принят Закон Красноярского края, которым внесены изменения в статьи 2 и 3 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года N 12-2711, в частности, с 1 января 2010 года установлена ежемесячная выплата в размере 300 рублей взамен предоставляемой ежемесячной денежной выплаты на проезд на всех видах транспорта.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что оспариваемый Закон Красноярского края от 10 февраля 2004 года N 12-2711 принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, а установленные им меры социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, соответствуют приведенным выше требованиям преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...“ и не нарушают права и свободы заявителя, гарантированные ему Конституцией Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что предусмотренные статьей 16 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, в редакции действовавшей до 1 января 2005 года, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанные льготы заменены мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а ежемесячная денежная выплата не является компенсацией льгот, право на которые заявитель имел до 1 января 2005 года, суд находит несостоятельными, поскольку федеральным законодательством не предусмотрен минимальный
либо максимальный размер ежемесячной денежной выплаты, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить его размер.

То обстоятельство, что статьями 2 и 3 оспариваемого Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года N 12-2711 не предусмотрено право реабилитированных лиц на льготы, установленные статьей 16 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, не свидетельствуют о их несоответствии федеральному законодательству, При этом ранее действовавшим законодательством социальные выплаты в денежной форме не предусматривались и не предоставлялись.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Принимая во внимание, что заявленные требования Ф.В. не подлежат удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения его заявления о взыскания с Законодательного Собрания Красноярского края судебных расходов на проезд в г. Москву, понесенных им в связи с явкой в Верховный суд Российской Федерации 14 октября 2009 года.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

В удовлетворении заявления Ф.В. о признании недействующим и подлежащим применению подпункта “г“ пункта 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года N 12-2711 “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий“, отказать.

Решение может быть обжаловано в
Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

И.В.ВОЙТА