Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25.11.2009 В удовлетворении требований в части признания действия МРИ ФНС России по Саратовской области по исчислению налога на имущество физических лиц за 2009 год на объект недвижимости и обязания МРИ ФНС России по Саратовской области произвести расчет налога исходя из ставок налога на имущество, предусмотренных решением районного Собрания от 02.11.2005 отказано, поскольку компетентным органом муниципального образования в 2008 году установлены новые ставки налога, действующие с 1 января 2009 года.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМСАРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2009 года
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи дело по кассационной жалобе начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области (далее МРИ ФНС России) на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 9 октября 2009 г., которым
заявление К., К. об оспаривании действий должностного лица удовлетворено частично. Признаны незаконными действия межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области по исчислению налога на имущество физических лиц на объект недвижимости по адресу Саратовская область, Ершовский район, г. Ершов. Постановлено обязать МРИ ФНС России N 9 по Саратовской области произвести расчет налога на имущество физических лиц на объект недвижимости по адресу <...> исходя из ставок налога на имущество, предусмотренных решением районного собрания ОМО Ершовского района от 2 ноября 2005 г. N 55-397 в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости одного типа объекта и типа использования объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя МРИ ФНС России В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
К., К. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий МРИ ФНС России в части начисления налога на имущество физических лиц за 2009 год на недвижимое имущество в виде 1/3 доли двухэтажного жилого дома общей площадью 156,95 кв. м, с хозяйственными строениями в сумме 4 157 руб. 41 коп. и снижении суммы налога.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 статьи 3 НК РФ, а не пункт 3 статьи 7 НК РФ.
В качестве основания указали на то, что они являются сособственниками указанного недвижимого имущества в виде 1/3 доли каждый. В соответствии с налоговым уведомлением МРИ ФНС России N 9 N 27341 от 18 июля 2009 г. они обязаны уплатить налог на имущество в размере 4987 руб. 65 коп. каждый. В уведомлении указано, что налоговая база составляет: жилого дома 623.674 руб., нежилого здания (гараж) 41512 руб., налоговая ставка 2 %, тем самым, по мнению истцов, налоговый орган, рассчитывая размер налога, в качестве налоговой базы взял полную стоимость жилого дома и нежилого здания, а не стоимость принадлежащей им 1/3 доли, что существенно увеличило размер налога. Кроме того, для определения налоговой ставки налоговый орган взял за основу решение совета Муниципального образования город Ершов от 13 ноября 2008 г. N 3-15, в соответствии с которым, на недвижимое имущество физических лиц стоимостью свыше 500 000 руб., устанавливается налоговая ставка 2 %, в то время как в указанный налоговый период, в городе действовало и решение районного собрания Муниципального образования Ершовского района Саратовской области от 2 ноября 2005 г. N 55-397, в соответствии с которым, на недвижимое имущество физических лиц стоимостью свыше 500 000 руб., устанавливается налоговая ставка 1 %. Указанные два решения противоречат друг другу и одно не отменяет другое, следовательно, в силу п. 3 ст. 7 НК РФ, должно быть применено постановление, наиболее выгодное налогоплательщику. В удовлетворении заявления в налоговый орган о снижении размера налога, заявителям было отказано. В связи с чем, заявители просили суд признать незаконными действия МРИ ФНС России N 9 по Саратовской области и снизить сумму налога на имущество физических лиц, на недвижимое имущество в виде 1/3 доли двухэтажного жилого дома общей площадью 156,95 кв. м с хозяйственными строениями, наружными сооружениями - баней, летней кухней, сараем, расположенного по адресу: <...>, и 1/2 доли нежилого здания (гараж), стоимостью 41 512 руб., до 228 руб. 65 коп.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе начальник Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области просит решение суда отменить, как незаконное. В обоснование кассационной жалобы указывает, что по мнению налогового органа, принятое решение Совета МО город Ершов Саратовской области от 13 ноября 2008 г. N 3-15 отменяет принятое ранее решение районного собрания ОМО Ершовского района Саратовской области от 2 ноября 2005 г. N 55-397. Имущество физических лиц рассчитывается на основании инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, в обосновании чего ссылается на Письмо Министерства финансов РФ от 21 апреля 2008 г. N 03-05-04-01/19, Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 493-О, в силу чего действия налогового органа по взысканию налога на имущество соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I “О налогах на имущество физических лиц“, плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Как следует из материалов дела, заявители К., К. являются сособственниками недвижимого имущества в виде 1/3 доли каждый, двухэтажного жилого дома общей площадью 156,95 кв. м с хозяйственными строениями, наружными сооружениями - баней, летней кухней, сараем, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Заявитель К. также является сособственником 1/2 доли нежилого здания (гараж) по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий налоговой инспекции по начислению суммы налога на имущество физических лиц, размер которого исчислен для каждого из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Данный вывод суда первой инстанции является правильным и соответствует требованию пункта 2 статьи 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I “О налогах на имущество физических лиц“, согласно которой налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Исходя из буквального толкования этой нормы, при исчислении налога следует учитывать инвентаризационную стоимость всего имущества, затем сумму налога делить на каждого из собственников пропорционально их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.
Согласно пункту 10 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 “По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц“, налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов. Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Судом первой инстанции был сделан правильный вывод, что налогообложение вышеуказанного имущества осуществляется в порядке, установленном статьей 5 закона, исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта и ставки налога, соответствующей полученной инвентаризационной стоимости объекта, доводы заявителей в этой части признаны несостоятельными.
Вместе с тем, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции, о необходимости исчисления суммы налога, исходя из ставки, указанной в решении районного Собрания ОМО Ершовского района от 2 ноября 2005 года, которое, по мнению суда, не утратило силу.
С этим выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку оно не основано на нормах материального права и не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I “О налогах на имущество физических лиц“, ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ, местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Как следует из налоговых уведомлений, выданных на имя заявителей (л.д. 7, 25) к уплате подлежит налог на имущество физических лиц за 2009 год. Решением Совета муниципального образования город Ершов Ершовского района Саратовской области N 3-15 от 18 ноября 2008 года на территории Муниципального образования г. Ершов установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости на 1 января каждого года в размере согласно приложению N 1 (л.д. 47 - 48). В данном приложении ставка налога на имущество стоимостью свыше 500 тыс. руб. составляет 2 %. Пункт 4 данного решения содержит указание на то, что оно вступает в силу с 1 января 2009 года.
В силу этого вывод суда о том, решение районного собрания ОМО Ершовского района N 55-397 от 2 ноября 2005 г. не признано утратившим силу и поэтому ставка налога должна применяться именно исходя из данного решения, является ошибочным. Решение Совета муниципального образования город Ершов Ершовского района Саратовской области N 3-15 от 18 ноября 2008 года устанавливает ставки налога на имущество физических лиц именно на территории Муниципального образования г. Ершов и действует в пределах предоставленных ему полномочий. Правом отмены решений районного собрания ОМО Ершовского района Совет муниципального образования город Ершов не наделен.
Компетентным органом муниципального образования в 2008 году установлены новые ставки налога, действующие с 1 января 2009 года.
В силу изложенного в этой части решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 362 ГПК РФ, т.е. по основаниям несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Учитывая, что обстоятельства имеющие значения для разрешения спора установлены у суда кассационной инстанции имеется основание к вынесению нового решения об отказе заявителям в удовлетворении их требования.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 9 октября 2009 года отменить. Вынести новое решение, которым в удовлетворении требований К. и К. в части признания действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области по исчислению налога на имущество физических лиц на объект недвижимости по адресу: <...> и обязания межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области произвести расчет налога, исходя из ставок налога на имущество, предусмотренных решением районного Собрания ОМО Ершовского района от 2 ноября 2005 года N 55-397 отказать. В остальной части решение оставить без изменения.