Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2009 по делу N А13-16/2009 По делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ, за нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в необоснованном уклонении от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 г. по делу N А13-16/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от открытого акционерного общества “Вологодская сбытовая компания“ Соколовой О.А. по доверенности от 21.05.2009 N 562; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Шишеловой С.А. по доверенности от 30.10.2008 N 2550; Луковой И.С. по доверенности от 03.06.2009 N 1875,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 сентября 2009 года по делу N А13-16/2009 (судья Мамонова А.Е.),

установил:

открытое акционерное общество “Вологодская сбытовая компания“ (далее - ОАО “ВСК“, общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС по Вологодской области, управление, административный орган) от 29.12.2008 N 93/253/08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2009 по делу N А13-16/2009 производство по делу было приостановлено до разрешения судом дела N А13-11983/2008. В связи с принятием постановления Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом от 29.07.2009 по делу N А13-11983/2008 производство по делу возобновлено определением суда от 05.08.2009.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2009 оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено полностью.

Управление, не согласившись с названным решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный орган сослался на несоответствие обстоятельствам дела выводов, изложенных в решении, об истечении давностного срока привлечения к административной ответственности и недлящемся характере проступка, а также на нарушение судом норм материального права, на законность и обоснованность своего постановления от 29.12.2008 N 93/253/08.

В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, ссылаясь на правильность вывода суда о пропуске ответчиком давностного срока.

Представители сторон в судебном заседании поддержали соответствующие доводы.

Заслушав представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 30.09.2009 по настоящему делу, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения
жалобы управления.

Как следует из материалов дела, УФАС по Вологодской области в ходе рассмотрения дела N 733 о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о конкуренции) обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в связи с чем на основании определения от 21.11.2008 возбуждено дело N 93/253/08 об административном правонарушении и проведено административное расследование.

По окончании административного расследования специалистом-экспертом отдела антимонопольного и рекламного контроля управления Манойловой Н.Н. составлен протокол об административном правонарушении от 18.12.2008, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.

Заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 93/253/08, протокол об административном правонарушении от 18.12.2008 и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 29.12.2008 N 93/253/08. Этим постановлением ОАО “ВСК“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 536 200 руб.

Общество не согласилось с постановлением управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, указав на пропуск управлением годичного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, недоказанность законности размера санкции, также на немотивированное ее увеличение.

Апелляционная инстанция не находит оснований для вмешательства в решение суда по настоящему делу по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, протокол составлен и постановление вынесено в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.48, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 N 180 (в редакции приказа от 03.09.2007 N 275).

Согласно протоколу
об административном правонарушении от 18.12.2008 решением комиссии управления по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства по делу от 21.11.2008 N 733 установлено, что ОАО “ВСК“, занимающее доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области (приказом Вологодского УФАС России от 24.12.2007 N 195 ОАО “ВСК“ включено в реестр субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% по электрической энергии в географических границах - Вологодская область, с долей более 65%) допустило нарушение части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части необоснованного уклонения в период с сентября 2007 года по ноябрь 2008 года от подписания Перечня средств измерений для целей коммерческого учета, что создало препятствие доступу МУП г. Череповца “Электросеть“ на оптовый рынок электроэнергии (мощности).

В постановлении событие правонарушения изложено аналогично.

В то же время в протоколе отмечено, что объективной стороной правонарушения являются незаконные действия ОАО “ВСК“, направленные на создание препятствий доступу МУП г. Череповца “Электросеть“ на оптовый рынок электроэнергии (мощности), признаваемые злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые антимонопольным законодательством.

В качестве доказательства по делу при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления управлением использовано решение от 21.11.2008 N 733.

Из данного решения следует, что ОАО “ВСК“ и МУП г. Череповца “Электросеть“ являются смежными гарантирующими поставщиками. МУП г. Череповца “Электросеть“ направило 03.09.2007 в адрес общества Перечень средств измерений для целей коммерческого учета (далее - Перечень) по точкам поставки в сечении ОАО “Вологдаэнерго“, а 19.09.2007 - Соглашение об информационном обмене.

Рассмотрение Перечня с существенным нарушением сроков, установленных пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, по мнению управления, фактически
лишило организацию возможности выйти на оптовый рынок электроэнергии в период с октября 2007 года по ноябрь 2008 года.

В связи с этим УФАС по Вологодской области пришло к выводу о нарушении ОАО “ВСК“ части 1 статьи 10 Закона о конкуренции в связи с совершением действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившееся в необоснованном уклонении от согласования (рассмотрения), Перечня средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашения об информационном обмене и создании препятствий доступу предприятия на оптовый рынок электроэнергии (мощности).

В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, действовавшей на дату вынесения оспариваемого постановления) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Объективную сторону правонарушения образуют действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, признанные недопустимыми антимонопольным законодательством, при условии, что эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

На основании части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Постановлением апелляционной инстанции по делу N А13-11983/2008, имеющим преюдициальное значение, установлено, что приказом управления от 24.12.2007 N 195 ОАО “ВСК“ включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. При этом согласно приложению N 1 к названному приказу доля заявителя на рынке электрической энергии (код по ОКП 01 1000 (электроэнергия) имеет долю более 65% в географических границах Вологодской области. Те же данные содержатся и в выписке из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по состоянию на 06.11.2008. Управление при вынесении оспариваемых актов (решение от 21.11.2008 N 733 и предписание от 21.11.2008 N 733) правомерно установило доминирующее положение заявителя, ограничившись ссылкой на приказ о включении его в Реестр. Указание в решении от 21.11.2008 N 733 вида товарного рынка (розничный рынок купли-продажи (поставки) электрической энергии) не противоречит сведениям о продуктовых границах, содержащимся в Реестре, и не влияет на порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта по доле на рынке определенного товара на основании данных названного Реестра.

Факт злоупотребления ОАО “ВСК“ доминирующим положением установлен решением УФАС по Вологодской области от 21.11.2008 N 733 и подтвержден постановлением Четырнадцатого арбитражного суда от 29.07.2009 по делу N А13-11983/2008, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 29.10.2009.

Вместе с тем, оспариваемое постановление управления обоснованно признано судом незаконным в силу следующего.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 16 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила оптового рынка электрической энергии), для получения статуса
субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки необходимо выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным настоящими Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.

Согласно подпункту “б“ пункта 7 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора торговой системы оптового рынка (далее - администратор), должно представить администратору согласованный со смежными субъектами оптового рынка электроэнергии перечень средств измерений коммерческого учета электрической энергии (мощности) и согласованные с системным оператором способы формирования оперативной информации.

При этом пунктом 8 указанных Правил установлено, что в целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном администратором.

Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с
ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.

Пунктом 6.7 Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности (приложение N 11 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) также определено, что смежные с заявителем участники оптового рынка электроэнергии (мощности) обязаны согласовать Перечни средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашение об информационном обмене в течение 30 календарных дней с даты их получения, в противном случае представить заявителю обоснованные причины несоответствия предъявленных документов требованиям настоящего Регламента.

В силу пункта 17 Правил оптового рынка электрической энергии организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 настоящих Правил, и согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

С учетом изложенного доступ к торговой системе на оптовом рынке электрической энергии и мощности обусловлен выполнением субъектами оптового рынка (в том числе сбытовыми организациями) обязательных требований, без соблюдения которых невозможно их участие в секторе свободной торговли. При этом на смежных субъектов оптового рынка возложена обязанность в течение 30 дней со дня получения документов, указанных в пункте 7 Правил недискриминационного доступа, представленных лицом, желающим получить доступ на оптовый рынок электрической энергии (мощности), обеспечить согласование этих документов либо предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия представленных документов требованиям Регламента коммерческого учета электроэнергии и
мощности (приложение N 11 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка).

Исходя из приведенных положений, ОАО “ВСК“, как правильно указал суд первой инстанции, обязано было в 30-дневный срок согласовать Перечень средств измерения, подписать Соглашение об информационном обмене с МУП г. Череповца “Электросеть“. Однако обществом представленный перечень не был согласован, Соглашение не подписано.

В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Последним днем периода, предоставленного ОАО “ВСК“ для исполнения обязанности по согласованию перечня средств измерений, являлось 03.10.2007. Оспариваемое постановление вынесено антимонопольным органом 29.12.2008. Следовательно, годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату вынесения оспариваемого постановления истек.

Исходя из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ сроки, установленные статьей 4.5 Кодекса, не подлежат восстановлению, в случае их пропуска суд принимает решение об
отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Суд первой инстанции, установив нарушение управлением срока давности привлечения к административной ответственности при вынесении постановления от 29.12.2008 N 93/253/08, пришел к правильному выводу о его незаконности.

На основании изложенного дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 сентября 2009 года по делу N А13-16/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г.КУДИН

Судьи

Н.Н.ОСОКИНА

Н.С.ЧЕЛЬЦОВА