Решения и определения судов

Решение Воткинского городского суда от 22.10.2009 по делу N 2-1109/2009 Истице обоснованно отказано в продлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка, так как после заключения брака среднедушевой доход ее семьи превысил величину прожиточного минимума, что исключает выплату данного пособия.

ВОТКИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2009 г. по делу N 2-1109/2009

Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующей федерального судьи Черкас Н.Н.

при секретаре С.Н.В.

при участии истицы К.С.А., представителя ответчика Управления социальной защиты населения в г. Воткинске В.С.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.С.А. к Управлению социальной защиты населения в г. Воткинске об отмене решения N 287 от 21 августа 2009 года об отказе в продлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка, об обязательстве продлить выплату ежемесячного пособия на ребенка

установил:

К.С.А. обратилась в суд с жалобой на решение N 287 от 21 августа 2009 года об отказе в продлении ежемесячного
пособия на ребенка С.М.А. 21 февраля 1999 года рождения, просит обязать Управление социальной защиты населения в г. Воткинске продлить получение ею ежемесячного пособия на ребенка с июля 2009 года.

Жалоба К.С.А. была оставлено без движения в соответствии с ч. 3 ст. 247 ГПК РФ ввиду того, при подаче заявления в суд было установлено, что имеет место спор о праве, данное требование подлежит рассмотрению в порядке искового заявления.

Истица оформила заявление в порядке искового производства, в обоснование иска указала следующее, на основании решения Управления социальной защиты населения в г. Воткинске N 287 от 21 августа 2009 года ей отказано в продлении ежемесячного пособия на ребенка С.М.А. 21 февраля 1999 года рождения с июля 2009 года, ввиду того, что доход в ее семье на одного члена семьи превысил величину прожиточного минимума. Она с таким решением не согласна, считает его незаконным по следующим основания. Находится в браке с К.С.В. с 3 июля 2009 года. С.М.А. дочерью мужа не является, однако при расчете ежемесячного дохода ответчик истребовал у нее справку о доходах мужа и с учетом заработной платы супруга, рассчитал среднемесячный доход семьи в сумме 5417 руб. 91 коп. на одного члена семьи, который превысил прожиточный минимум в 4392 руб. Ее бывший муж отец С.М.А. - С.А.А. с 2001 года алименты на содержание дочери не выплачивает, находится в розыске. С января 2009 года она получала на дочь увеличенную сумму ежемесячного пособия в размере 220 рублей. Ее новый супруг К.С.В., отцом С.М.А. не является, обязательств по содержанию ее дочери С.М.А. нести не должен, поэтому считает, что Управление
социальной защиты населения в г. Воткинске незаконно лишило ее ежемесячного пособия на С.М.А., и не должно учитывать доходы ее мужа для выплаты пособия на ребенка, т.к. он ее родителем не является. Решением ответчика нарушаются ее права на получение ежемесячного пособия на ребенка, гарантированные Законом РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ N 81-ФЗ от 19.05.95 года.

В судебном заседании истица К.С.А. исковые требования, обосновала доводами, изложенными в заявлении, уточнила исковые требования, просит продлить получение ею ежемесячного пособия на старшую дочь не с июля, а с августа 2009 года по октябрь 2009 года, т.к. за июль ежемесячное пособие ей было перечислено на банковскую карточку, просит начислить детское пособие на старшего ребенка с августа по октябрь 2009 года. Дополнительно пояснила, что изначально в кабинете Управления социальной защиты населения состоялся разговор о том, что по октябрь месяц 2009 года ей будет начислено детское пособие на старшего ребенка, так как она имела намерение обратиться в суд о признании отца ребенка безвестно отсутствующим С.М.А. Срок возможного обращения с таким заявлением наступает в октябре 2009 года. Ее семейное положение изменилось - 07.05.2009 года, она вышла замуж. Ей пришлось поменять паспорт в связи с изменением фамилии. Когда она пришла в банк, чтобы получить с карточки детское пособие, то ей в получении было отказано. В Управление социальной защиты населения ей сказали, что в связи с изменением семейного положения детское пособие на обеих дочерей начисляться не будет, с чем она не согласна. Первый ребенок ее мужем не удочерен, он ее не содержит. У второй дочери имеется отец, поэтому на нее
начисление детского пособия должно рассчитываться с учетом заработка нового мужа. Ей же с августа 2009 было отказано в начислении детского пособия на обеих дочерей. Расчет среднего дохода должен исчисляться на нее и старшего ребенка исходя из справки, представленной о полученных денежных средствах только на нее, доход мужа при этом не должен учитываться. Алименты на старшего ребенка она не получает, отец ребенка находится в розыске. В состав семьи не должны также включать младшего ребенка, так как ее отец получает неплохую заработную плату.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения В.С.Д., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что в Законе УР от 23.12.2004 г. N 89-РЗ говорится, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей на каждого проживающего с ним ребенка до достижения им 16 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в УР. На основании постановления Правительства УР от 14.02.2005 года N 19 утвержден Порядок учета и начисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия. В состав семьи включаются состоящие в браке родители, в том числе раздельно проживающие родители и проживающие совместно с ними несовершеннолетние родители. То есть трудовой доход мужа истицы К.С.В. учитывается при начислении величины среднедушевого дохода для определения права истицы на получение детского пособия. При первоначальном обращении истицы, она не состояла в браке. В составе семьи учитывался только ее доход. Согласно Положению по начислению детского пособия, в котором указано, что начисление выплаты прекращается с первого числа следующего месяца в связи с изменениями семейного положения. 21.08.2009 года
истица представила документы о доходах семьи, а с 01.09.2009 года выплата была прекращена. Пособие было перечислено на лицевой счет банка на фамилию истицы С., банк сделал возврат денежных средств за август, в связи с отсутствием клиента банка, так как истица поменяла данные карточки с С. на фамилию К. За июль истица ежемесячное пособие на детей получила. Если бы банк не сделал возврата, то Управление социальной защиты обратилось в суд с иском о возврате полученных сумм, т.к. с момента регистрации брака истицы ее материальное положение и состав семьи изменился.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ежемесячное пособие на ребенка до 1 января 2005 г. являлось федеральной гарантированной выплатой и предоставлялось семье в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ от 19 мая 1995 г. при соблюдении следующих условий:

1) наличие в семье с детьми (родителей, усыновителей, опекунов и попечителей) среднедушевого дохода, не превышающего величину прожиточного минимума в субъекте РФ. Причем право на пособие не связывалось с фактом трудовой или иной общественной деятельности членов семьи. Пособие не выплачивалось опекунам (попечителям), получавшим денежные средства на содержание опекаемого ребенка;

2) факт совместного проживания лица, обратившегося за назначением пособия, с ребенком, на которого оно назначалось;

3) возраст ребенка - до 16 лет, а обучающимся в общеобразовательных учреждениях - до окончания ими обучения, но не более чем до 18 лет.

Размер пособия дифференцировался и увеличивался с учетом категории семьи - на детей в неполных семьях одинокой матери, семьях военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также в семьях,
родители которых уклонялись от уплаты алиментов на детей.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ изменились существовавшие подходы к данному пособию.

Согласно новой редакции статьи 16 Закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта федерации. Таким образом, с 1 января 2005 г. предоставление ежемесячного пособия на ребенка - исключительная компетенция региональных органов государственной власти.

Статья 16 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 25.12.2008) “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 года, указывает на то, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 4 Закона Удмуртской Республики “Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике“ N 89-РЗ от 23 декабря 2004 года, в ред. Законов УР от 07.06.2005 N 20-РЗ, от 15.03.2007 N 5-РЗ, от 08.10.2008 N 35-РЗ, от 02.07.2009 N 34-РЗ), говорится:

П.п. 1 Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им
возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Удмуртской Республике, установленную в соответствии с Законом Удмуртской Республики “О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике“.

П.п. 2 Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

П.п. 3 Получатели ежемесячного пособия обязаны своевременно извещать органы, назначающие и выплачивающие ежемесячное пособие на ребенка, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка или прекращение его выплаты, не позднее чем в месячный срок, а при изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, - не позднее чем в течение трех месяцев.

Таким образом, ежемесячное пособие на ребенка выплачивается семьям, со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Удмуртской Республике, установленную в соответствии с Законом Удмуртской Республики “О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике“. Согласно постановлению Правительства УР от 27.07.2009 года N 207, установлена величина прожиточного минимума в Удмуртской Республике за II квартал 2009 года в расчете на душу населения - 4392 рубля, для трудоспособного населения - 4717 рублей, пенсионеров - 3482 рубля, детей - 4164 рубля.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики “Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике“; постановлением Правительства УР от 14 февраля 2005 г. N 19 утверждены:

Положение о размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка;

Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка.

Согласно Порядку учета
и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка в ред. постановления Правительства УР от 10.12.2007 N 188, в пункте 1 указано, что настоящий Порядок устанавливает правила учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка (далее - среднедушевой доход семьи), исходя из состава семьи и доходов ее членов.

В пункте 2 указано, что в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются:

состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети;

Решением Управления социальной защиты населения в г. Воткинске от 21.08.2009 года N 287 было отказано в продлении ежемесячного пособия на ребенка.

Ответчиком был произведен расчет среднедушевого дохода семьи истицы с учетом заработной платы ее супруга, при составе семьи из четырех человек, супруги и двое детей, при этом среднедушевой доход составил 5417 руб. 91 коп., в связи с чем, на основании решения Управления социальной защиты населения в г. Воткинске от 21 августа 2009 года N 287 в назначении (продлении) ежемесячного пособия на ребенка С.М.А. 21.02.1999 года истице было отказано.

Среднедушевой доход семьи составил 5417 руб. 91 коп, а именно, 57.821 руб. 13 коп. (заработная плата супруга истицы согласно справки) суммируется с доходом истицы, - 2193,81 + 5000 рублей (согласно заявлению истицы о назначении пособия и справки из ГУ “Центра занятости“, получается 65.014 руб. 93 коп. разделить на три месяца и разделить на четырех человек, итого = 5417 руб. 91 коп.

В пункте 4 Порядка учета и исчисления величины
среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства УР от 14 февраля 2005 г. N 19, указаны лица, которые не включаются в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода.

В указанный выше пункт в число лиц, которые не включаются в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, не включены супруг (супруга) лица (родителя), получающего ежемесячное детское пособие.

В связи с чем, суд считает, что супруг истицы - К.С.В. должен быть включен в состав семьи при исчислении величины среднедушевого дохода семьи.

Суд считает, что в состав семьи истицы для исчисления величины среднедушевого дохода семьи должны включаться супруг и двое детей, т.к. согласно ст. 13 Федерального закона от 05.04.2003 года N 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи“, в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойствоС.М.А. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Согласно Положению о порядке выдачи справки о среднедушевом доходе семьи гражданина или доходе одиноко проживающего гражданина за три месяца, предшествующие месяцу обращения, с указанием величины прожиточного минимума на дату обращения, которое разработано в целях реализации Закона Удмуртской Республики от 7 декабря 2004 года N 80-РЗ “Об обеспечении права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в Удмуртской Республике“, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 сентября 2009 года N 257, в части второй пункта 1, указано,
что среднедушевой доход семьи гражданина или доход одиноко проживающего гражданина (далее - заявитель) исчисляется по правилам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи“.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи“, среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

Статья 4 вышеуказанного Закона, гласит, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Таким образом, суд считает, что расчет среднедушевого дохода семьи истицы, произведен Управлением социальной защиты населения в г. Воткинске, правильно.

В связи с чем, отказ ответчика в продлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка С.М.А. 21.02.11999 года рождения является правомерным, решение N 287 от 21 августа 2009 года об отказе в продлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении иска об отмене решения N 287 от 21 августа 2009 года об отказе в продлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка, об обязательстве ответчика продлить выплату ежемесячного пособия на ребенка с августа 2009 года, отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении иска К.С.А. к Управлению социальной защиты населения в г. Воткинске об отмене решения N 287 от 21 августа 2009 года об отказе в продлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка, об обязательстве продлить выплату ежемесячного пособия на ребенка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в мотивированной форме.

Решение в резолютивной форме принято и напечатано в совещательной комнате на компьютере.

Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2009 года с применением технических средств - компьютера.

Председательствующая судья

Н.Н.ЧЕРКАС