Постановление президиума Ивановского областного суда от 16.10.2009 N 44г-56/2009 Решение суда первой инстанции об отказе в признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии по случаю потери кормильца отменено, а исковые требования удовлетворены, так как выплата трудовой пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную пенсию (обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на пенсию).
ПРЕЗИДИУМ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. по делу N 44г-56/2009
Президиум Ивановского областного суда в составе:
председателя президиума Соловьева В.Л.,
членов президиума Прозорова П.И., Логинова Л.В., Кириченко О.Т., Сидоровой О.В.,
рассмотрел дело по надзорной жалобе Л.А. на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 10 апреля 2009 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 мая 2009 года по делу по иску Л.А. к Территориальному Управлению социальной защиты населения по городу Иваново, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, признании права на одновременное получение двух пенсий, взыскании задолженности и компенсации морального вреда, о признании незаконными действий Территориального Управления социальной защиты населения по городу Иваново по изъятию удостоверения о праве на льготы,
заслушав доклад по делу судьи Рощиной О.А., пояснения Л.А., представителей ГУ УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области В.Е., Ш.Н., президиум
установил:
Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя требования тем, что она, как мать умершего военнослужащего Л.Н., с 1993 года являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 1, 3 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5001-1 “О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву“. Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее - ГУ УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области) N 1/365 от 27 марта 2008 года решение от 24 ноября 1993 года о назначении Л.А. государственной пенсии по случаю потери кормильца отменено. Истице отказано в установлении данного вида пенсии, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие причинную связь смерти Л.Н. с травмой, полученной при прохождении военной службы. Выплата соответствующей пенсии была прекращена с 1 апреля 2008 года. В апреле 2008 года Территориальное Управление социальной защиты населения по городу Иваново изъяло у Л.А. удостоверение, подтверждающее право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона “О ветеранах“.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 10 апреля 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 мая 2009 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанными судебными постановлениями, Л.А. 7 августа 2009 года обратилась в Президиум Ивановского областного суда с надзорной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит их отменить.
По запросу судьи Ивановского областного суда от 18 августа 2009 года дело поступило в Ивановский областной суд 21 августа 2009 года.
Определением судьи Ивановского областного суда от 9 октября 2009 года дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Ивановского областного суда.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в надзорной жалобе, президиум считает состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются только существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела судами первой и кассационной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела.
Суд, разрешая спор на основании действующего пенсионного законодательства, пришел к выводу о том, что истица, не представившая документов о наличии причинной связи смерти Л.Н. с травмой, полученной при прохождении военной службы, не имеет права на получение пенсии по случаю потери кормильца, вследствие чего решение ГУ УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о прекращении выплаты пенсии является правомерным. Доказательством, подтверждающим отсутствие данной связи, суд посчитал сообщение руководителя Главного бюро медико-социальной экспертизы Управления социальной защиты населения Администрации Ивановской области от 13 сентября 2004 года Н.Т. в адрес Подразделения отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий по Ленинскому району г. Иваново о том, что смерть Л.Н., наступившая 18 сентября 1984 года от заболевания “Острая коронарная недостаточность“, не связана с травмой, полученной им во время службы в армии.
Однако с таким выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд не учел того, что истица приобрела право на пенсию по случаю потери кормильца на основании ранее действовавшего законодательства, а именно, Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5001-1 “О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву“, утратившего силу с 1 января 2002 года.
В соответствии со статьей 1 данного Закона родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (кроме случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших) военнослужащих.
В целях разъяснения порядка применения вышеуказанного Закона Министерство социальной защиты населения РФ 25 октября 1993 года издало Указание N 1-45-У “О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву“, в пункте 11 которого разъясняется, что причинная связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой подтверждается заключением ВТЭК, за исключением случаев, когда из свидетельства усматривается, что смерть бывшего военнослужащего явилась следствием военной травмы.
Таким образом, для подтверждения причинной связи смерти бывшего военнослужащего с военной травмой, полученной в период прохождения военной службы, в качестве документа, удостоверяющего данную связь, требовалось заключение врачебно-трудовой экспертной комиссии.
Действующим пенсионным законодательством (Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ“, Постановление Минтруда РФ N 16 и Пенсионного фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 года “Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами “О трудовых пенсиях в РФ“ и “О государственном пенсионном обеспечении в РФ“ (далее - Перечень)) для назначения пенсии по случаю потери кормильца предусмотрено представление документов, удостоверяющих причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой, полученной в период прохождения военной службы (пункт 9.1 Перечня). Согласно пункту 32 Перечня причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы.
Заключение медико-социальной экспертизы, подтверждающее отсутствие причинной связи смерти Л.Н. с травмой, полученной им при прохождении военной службы, в суд представлено не было. Сообщение Главного бюро медико-социальной экспертизы от 13 сентября 2004 года, без заключения медико-социальной экспертизы, вопреки мнению суда, не может удостоверять отсутствие данной связи. Иное толкование противоречило бы закону.
Кроме того, судом не учтено и то обстоятельство, что вышеуказанное сообщение было получено Подразделением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий по Ленинскому району г. Иваново 15 сентября 2004 года, в то время как решение о прекращении выплаты пенсии по случаю потери кормильца принято ГУ УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области лишь 27 марта 2008 года.
Назначенная судом судебно-медицинская экспертиза не дала однозначного ответа о наличии либо отсутствии причинной связи, поскольку для ее установления необходимо было исследовать медицинскую документацию, отражающую состояние сердечно-сосудистой системы Л.Н., которой в распоряжении экспертов не имелось в связи с ее уничтожением в 2004 - 2008 годах по истечении срока хранения (л.д. 81, 86).
Исходя из изложенного, президиум считает, что выводы суда о законности решения ГУ УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о прекращении выплаты пенсии, а также действий Территориального Управления социальной защиты населения по городу Иваново об изъятии у Л.А. удостоверения о праве на льготы по статье 21 Федерального закона “О ветеранах“, нельзя признать правильными, поскольку они основаны на неверном толковании и применении пенсионного законодательства.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ выплата трудовой пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию).
Ответчиками не представлены доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений, представленных истицей в 1993 году в подтверждение права на пенсию по случаю потери кормильца.
Таким образом, законные основания к прекращению выплаты истице пенсии по случаю потери кормильца отсутствуют.
Соответственно незаконным является и изъятие Территориальным Управлением социальной защиты населения по городу Иваново у истицы удостоверения, подтверждающего право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона “О ветеранах“.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции не учел доводы Л.А., приведенные ею в кассационной жалобе, свидетельствующие о существенном нарушении положений пенсионного законодательства, которое с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, основано на принципах правовой справедливости и равенства, позволяющим гражданам быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.
Учитывая вышеизложенное, считая, что судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, президиум находит возможным, отменяя принятые по делу судебные постановления, вынести новое решение, которым удовлетворить иск Л.А., за исключением требования о компенсации морального вреда.
Требование о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда подлежит взысканию с лица, виновного в его причинении. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (часть 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ). Применительно к спорным правоотношениям возмещение морального вреда законом не предусмотрено.
Удовлетворяя частично исковые требования, президиум, разрешая в соответствии с частью 3 статьи 98 ГПК РФ вопрос о возмещении судебных расходов, считает необходимым взыскать с ответчиков в доход государства государственную пошлину в размере 100 руб., от уплаты которой истица на основании части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ была освобождена (часть 1 статьи 103 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
решение Ленинского районного суда г. Иваново от 10 апреля 2009 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 мая 2009 года по делу по иску Л.А. к Территориальному Управлению социальной защиты населения по городу Иваново, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, признании права на одновременное получение двух пенсий, взыскании задолженности и компенсации морального вреда, о признании незаконными действий Территориального Управления социальной защиты населения по городу Иваново по изъятию удостоверения о праве на льготы отменить.
Вынести новое решение.
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 27 марта 2008 года N 1/365 об отмене решения от 24 ноября 1993 года о назначении Л.А. государственной пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области восстановить выплату Л.А. пенсии по случаю потери кормильца с 1 апреля 2008 года и выплатить Л.А. указанную пенсию за период с 1 апреля 2008 года по настоящее время.
Признать незаконными действия Территориального Управления социальной защиты населения по городу Иваново по изъятию у Л.А. удостоверения, подтверждающего право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона “О ветеранах“, и обязать возвратить Л.А. данное удостоверение.
В удовлетворении иска в части взыскания компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в доход государства государственную пошлину в размере 100 рублей.
Взыскать с Территориального Управления социальной защиты населения по городу Иваново в доход государства государственную пошлину в размере 100 рублей.
Председатель президиума
Ивановского областного суда
СОЛОВЬЕВ В.Л.