Решения и определения судов

Определение Нижегородского областного суда от 29.09.2009 по делу N 33-7387/09 Требование о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия удовлетворено правомерно, так как тот факт, что департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, материалами дела не подтвержден.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 сентября 2009 г. N 33-7387/09

Судья Хохлова Н.Г.

29 сентября 2009 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Погорелко О.В., судей Пятовой Н.Л. и Цыпкиной Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Погорелко О.В.

при секретаре С.

с участием представителей Министерства социальной политики Нижегородской области Р., Управления социальной защиты населения Нижегородского района г. Н.Новгорода К., Администрации г. Н.Новгорода

дело по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области

на заочное решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 13 апреля 2009 года

по иску прокурора Нижегородского района г. Н.Новгорода в интересах несовершеннолетнего К.Н., К.С. к администрации г. Н.Новгорода, Министерству финансов Нижегородской
области, Департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Министерству образования Нижегородской области о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия,

установила:

прокурор Нижегородского района г. Н.Новгорода в интересах несовершеннолетнего К.Н., К.С. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия, указав, что 06.07.1993 г. распоряжением главы администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода N <...> М. был назначен опекуном несовершеннолетних К.С. и К.Н. в связи со смертью их родителей. В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17.03.1998 N 68 “Об изменении порядка выплат ежемесячных пособий опекунам детей-сирот и денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, с 1 сентября 1998 года финансирование на выплату денежных средств опекунам (попечителям) на содержание подопечных осуществлялось через органы социальной защиты населения из средств областного бюджета. Распоряжениями администрации Нижегородской области от 12.08.1998 N 1252-р, от 22.03.1999 N 400-р, от 17.07.2003 N 417-р и постановлением Правительства области от 01.07.2004 N 151 ежемесячное пособие опекунам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста было установлено в следующих размерах: с 1 сентября 1998 года - на питание 460 руб., на приобретение одежды - 220 руб.; с 1 апреля 1999 года - на питание 1180 руб., на приобретение одежды - 220 руб.; с 1 июля 2003 года - на питание 1180 руб., на приобретение одежды - 540 руб.; с 1 июля 2004 года - на питание 1475 руб., на приобретение одежды - 540 руб. Установленные вышеуказанными правовыми актами области опекунские пособия были выплачены М. в полном объеме. Министерство образования РФ в своем
письме от 19.04.1993 N 328/15-ф “О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством“ разъяснило, что при определении денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря местные органы управления образования должны исходить из натуральных норм, установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, и фактических цен данного региона.

Произведенные по поручению прокуратуры области специалистами департамента образования области по средним потребительским ценам расчеты стоимости питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря показали, что установленный органами государственной власти Нижегородской области размер опекунского пособия был занижен по сравнению с нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“. Исходя из норм, установленных данным постановлением Правительства РФ, и среднемесячных цен, сложившихся в регионе, размер ежемесячного пособия на питание для детей-сирот школьного возраста по расчетам специалистов должен был составлять: в 1999 г. - 1560 руб., в 2000 г. - 1588 руб., в 2001 г. - 1731 руб., в 2002 г. - 2130 руб., в 2003 г. - 2457 руб., в 2004 г. - 2196 руб. Размер ежемесячного опекунского пособия на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот школьного возраста должен был составлять: в 1999 г. - 1668 руб., в 2000 г. - 1668 руб., в 2001 г. - 1351 руб., в 2002 г. - 1700 руб., в 2003 г. - 2730 руб., в 2004 г. - 3073 руб.

Согласно произведенным расчетам за период с 1999 по 2004
годы М. на содержание детей-сирот К.С. и К.Н. недополучено 360108 руб.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122 нормативные правовые акты, устанавливающие нормы и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем, с 1 января 2005 года утратили свою силу. В связи с тем, что распоряжения администрации Нижегородской области от 12.08.1998 N 1252-р, от 22.03.1999 N 400-р, от 17.07.2003 N 417-р и постановление Правительства области от 01.07.2004 N 151, которыми были установлены размеры опекунских пособий, утратили силу, оснований для принятия мер прокурорского реагирования с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством не имеется. Учитывая создавшееся положение, Губернатору Нижегородской области прокурором области 02.10.2007 направлено письмо о рассмотрении вопроса о компенсации из областного бюджета М. и другим опекунам недополученных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 1998 - 2004 годы. Из ответа заместителя директора Департамента образования Нижегородской области от 16.10.2007 З. следует, что оснований для выплаты компенсации из областного бюджета опекунам денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 1998 по 2004 годы не имеется, поскольку распоряжения администрации Нижегородской области от 12.08.1998 N 1252-р, от 22.03.1999 N 400-р, от 17.07.2003 N 417-р и постановление Правительства области от 01.07.2004 N 151 опротестованы не были.

Прокурор Нижегородского района г. Н.Новгорода просит взыскать с администрации г. Н.Новгорода за счет средств казны Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области в пользу К.С. и К.Н. задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия на питание, приобретение одежды, обуви,
мягкого инвентаря за период с 1999 по 2004 годы в размере 360108 рублей.

Определением суда от 30.09.08 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство по труду и социальной защите населения Нижегородской области (Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области) и Министерство образования Нижегородской области, а в качестве третьего лица - УСЗН по Нижегородскому району (л.д. 32).

Заочным решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 13 апреля 2009 года постановлено: взыскать с Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области за счет средств казны Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области в пользу К.С., К.Н. задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря за период с 1999 по 2004 годы в размере 360108 рублей.

Определением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 15 июля 2009 года допущена замена ответчика с Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области на Министерство социальной политики Нижегородской области (л.д. 147 - 148).

В кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об изменении решения суда в связи с тем, что Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.

До рассмотрения дела судом кассационной инстанции прокурором отозвано кассационное представление на обжалуемое решение. Данный отзыв принят судебной коллегией в порядке ч. 2 ст. 345 ГПК РФ, кассационное производство по кассационному представлению прекращено.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, проверены судебной коллегией Нижегородского областного суда по правилам главы 40 Гражданского
процессуального кодекса РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, установил характер спорных правоотношений, к которым применил норму права их регулирующую.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со ст. 5 данного Закона в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 г. N 409 “О
неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях, были определены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

В соответствии с п. 3 указанного постановления Правительства РФ, нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников детских домов и школ-интернатов, были распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан и детские дома семейного типа.

Согласно Положению о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) (утв. приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 N 50), местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.

В целях совершенствования порядка выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для указанных выше детей приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 N 199 в соответствии с требованиями приведенных выше Закона и постановления Правительства РФ было утверждено соответствующее Положение, согласно п. 1 которого органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В письме N 328/15-ф от 19.04.1993 г. “О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством“, Министерство образования РФ разъяснило, что при определении денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, местные органы управления образованием должны исходить из натуральных норм, установленных постановлением Правительства РФ
от 20.06.92 г. N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, и фактических цен данного региона.

В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17.03.98 N 68 “Об изменении порядка выплат ежемесячных пособий опекунам детей-сирот и денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ выплата ежемесячных пособий опекунам (попечителям) детей-сирот и денежные выплаты на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в дальнейшем - опекунские пособия), осуществляются с 1 сентября 1998 года через органы социальной защиты населения.

Постановлением администрации Нижегородской области от 11 июня 1998 г. N 147 “О выплате ежемесячных пособий опекунам детей-сирот и денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, действовавшим на территории Нижегородской области до 15.09.2000 года, устанавливался следующий порядок реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.92 N 409 и Закона Российской Федерации от 21.12.96 N 159-ФЗ.

Согласно п. 1.2. в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17.03.98 N 68 “Об изменении порядка выплат ежемесячных пособий опекунам детей-сирот и денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ выплата ежемесячных пособий опекунам (попечителям) детей-сирот и денежные выплаты на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в дальнейшем - опекунские пособия), осуществляются с 1 сентября 1998 года через органы социальной защиты населения.

Выплата опекунских пособий производится с сентября 1998 года за счет средств областного бюджета Нижегородской области (1.3).

На основании п. 3.1 указанного постановления, финансирование расходов на выплату денежных средств производится ежемесячно из областного бюджета путем перечисления средств платежными поручениями на бюджетный счет департамента по труду и
социальной защите населения с последующим перечислением средств на бюджетные счета районных (городских) управлений (отделов) социальной защиты населения и является строго целевым.

Отчет об израсходованных средствах направляется районным (городским) управлением (отделом) социальной защиты населения ежемесячно в департамент по труду и социальной защите населения до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, и департаментом по труду и социальной защите населения в департамент финансов до 7-го числа месяца, следующего за отчетным (3.3).

Департамент финансов, департамент по труду и социальной защите населения осуществляют контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из областного бюджета на выплату опекунских пособий и денежные выплаты на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (3.5).

Выплата опекунских пособий на территории Нижегородской области с 15.09.2000 года производилась в порядке, предусмотренном Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области (утв. постановлением администрации Нижегородской области от 15 сентября 2000 г. N 237 “О выплате ежемесячных пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством)“), действовавшим до 01.01.2005 года, согласно которому выплата пособий на опекаемых (подопечных) детей производится за счет средств бюджета Нижегородской области через органы социальной защиты населения. Размер выплаты ежемесячного денежного пособия определяется администрацией Нижегородской области (п. 5.1), финансирование расходов на выплату денежных средств производится ежемесячно из областного бюджета путем перечисления средств платежными поручениями на бюджетный счет департамента по труду и социальной защите населения с последующим перечислением средств на бюджетные счета районных (городских) органов управления социальной защиты населения. Финансирование расходов на выплату является строго целевым (п. 6.1), Департамент финансов, департамент образования и науки, департамент
по ТРУДУ и социальной защите населения администрации области осуществляют контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из областного бюджета на выплату пособий на опекаемых (подопечных) детей (п. 6.5).

Давая оценку вышеприведенным нормам права, регулирующим порядок выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой в Нижегородской области в спорный период, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что источником финансирования данных выплат в период времени с 1999 по 2004 год был бюджет Нижегородской области, при этом департамент финансов (ныне Министерство финансов Нижегородской области), департамент по труду и социальной защите населения (ныне Министерство социальной политики Нижегородской области) администрации области - выступали в качестве распорядителей спорных выплат, осуществляли контроль за целевым расходованием данных средств и, следовательно, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается в кассационной жалобе, исходя из норм, установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ и среднемесячных цен, сложившихся в регионе, размер ежемесячного пособия на питание для детей-сирот школьного возраста по расчетам специалистов должен был составлять: в 1999 г. - 1560 руб., в 2000 г. - 1588 руб., в 2001 г. - 1731 руб., в 2002 г. - 2130 руб., в 2003 г. - 2457 руб., в 2004 г. - 2196 руб.

Размер ежемесячного опекунского пособия на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот школьного возраста должен был составлять: в 1999 г. - 1668 руб., в 2000 г. - 1668 руб., в 2001 г. - 1351 руб., в 2002 г. - 1700 руб., в 2003 г. - 2730 руб., в 2004 г. - 3073 руб.

Исследовав справку о выплатах за период с 01.01.1991 г. по 31.12.2004 г. (л.д. 60 - 66), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии недоплаты опекуну М. на содержание детей-сирот К.С. и К.Н. ежемесячного пособия в сумме 360108 рублей.

При таких обстоятельствах решение суда о взыскании с Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области за счет средств казны Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области в пользу К.С., К.Н. задолженности по выплате ежемесячного опекунского пособия за период с 1999 по 2004 год в размере 360108 рублей полностью законно и обоснованно.

Оснований для его изменения, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного, поскольку сводятся к переоценке доказательств по делу.

Выводы, изложенные в судебном постановлении, не противоречат нормам материального и процессуального права, обоснованы доказательствами, которым дана надлежащая оценка в решении суда в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

заочное решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 13 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.