Решения и определения судов

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 09.09.2009 N 33-409/2009 Об отмене решения Смидовичского районного суда ЕАО от 20 июля 2009 года и направлении на новое рассмотрение дела о признании недействующим со дня принятия пункта 3.4 приложения N 2 решения Собрания депутатов муниципального образования “Смидовичский муниципальный район“ от 20.11.2008 N 104 “Об утверждении нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования “Смидовичский муниципальный район“.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА

ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 сентября 2009 года

Судья: Бабцева В.И. N 33-409/2009“

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.

судей Дроздовой В.Ф., Поповой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Смидовичского района на решение Смидовичского районного суда ЕАО от 20 июля 2009 года, которым постановлено:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Собрания депутатов МО “Смидовичский муниципальный район“ от 20 ноября 2008 г. N 104, а не N 10.

В удовлетворении заявления прокурора Смидовичского района в интересах Российской Федерации о признании решения Собрания депутатов муниципального образования
“Смидовичский муниципальный район“ от 20 ноября 2008 г. N 10 противоречащим закону и недействующим со дня принятия отказать.

Заслушав доклад судьи Дроздовой В.Ф., пояснения прокурора В.К., представителя администрации Смидовичского муниципального района П.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Смидовичского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия п. 3.4 Приложения N 2 к решению Собрания депутатов муниципального образования “Смидовичский муниципальный район“ от 20 ноября 2008 г. N 104 “Об утверждении нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования “Смидовичский муниципальный район“. Свои требования мотивировал тем, что п. 3.4 приложения N 2 указанного решения утвержден норматив потребления водоснабжения и водоотведения для жилых домов с электрическими и газонагревательными приборами. В соответствии с п. 43 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов и экспертного метода по установленным формулам. Данными правилами установлен (таблица 3) поправочный коэффициент, характеризующий расход воды при наличии газового водонагревательного прибора, однако поправочный коэффициент, характеризующий расход воды 1 человеком при наличии в доме электрического водонагревателя, указанным постановлением не установлен. Таким образом, установление органом местного самоуправления данного коэффициента в отношении электрических водонагревательных приборов не входит в их компетенцию и противоречит федеральному законодательству. Кроме того, прокурором не установлено применение какого-либо метода при установлении нормативов на жилищно-коммунальные услуги, оспариваемое решение в данной части противоречит федеральному законодательству и не подлежит применению.

В судебном заседании прокурор Г.А. поддержал заявленные требования и подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель заинтересованного лица - администрации Смидовичского муниципального района -
Б.Э. с требованиями прокурора не согласилась. Суду пояснила, что федеральным законодательством и Уставом муниципального образования “Смидовичский муниципальный район“ не запрещено органу местного самоуправления устанавливать нормативы потребления водоснабжения в жилых домах с электрическими водонагревательными приборами. В связи с этим считает, что п. 3.4 приложения N 2 оспариваемого решения Собрания депутатов принят в соответствии с законом, не нарушает установленных прав других лиц, поэтому требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Суд постановил указанное решение.

В кассационном представлении прокурор Смидовичского района просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение в ином составе.

Мотивируя протест, указывает, что при вынесении решения судом не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения дела.

В соответствии с ответом администрации муниципального района от 06.05.2009 на запрос прокурора нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг рассчитывались на основании Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной Приказом Роскоммунхоза от 22.11.1993 N 60, которые не менялись с 1998 года.

В обоснование этого было приложено постановление администрации Смидовичского муниципального района от 29.07.1998 N 316. Между тем, в данном постановлении не установлен норматив потребления водоснабжения и водоотведения для жилых домов с электрическими приборами.

В методике, утвержденной Приказом Роскоммунхоза от 22.11.1993, поправочный коэффициент, характеризующий расход воды 1 человеком при наличии в доме электрического водонагревателя, также не установлен.

Кроме того, расчет норматива потребления холодной (горячей) воды населением п. Смидович, выполненный ООО “Дальневосточное предприятие Росводоканал“, был сделан в 2009 году, т.е. после принятия оспариваемого нормативного акта.

Таким образом, при установлении нормативов потребления водоснабжения и водоотведения для жилых домов с электрическими приборами оспариваемым нормативным актом не использовался ни один из методов,
установленных п. 21 Правил.

Пунктом 46 Правил определено, что норматив водоснабжения определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 8 приложения к указанным Правилам, однако в ней электрические водонагреватели в качестве водоразборных устройств не указаны, горячее водоснабжение в квартирах, где установлены электрические водонагреватели, отсутствует.

Поэтому применение формул таблицы 8 в указанном случае некорректно.

В кассационной инстанции прокурор В.К. доводы кассационного представления поддержал.

Представитель администрации Смидовичского муниципального района П.В. с доводами кассационного представления не согласился, считая решение суда правильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ст. 157 Жилищного кодекса РФ принято Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“ (далее - Правила).

Подпунктами 1, 2, 4 раздела 1 Правил установлено, что данные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к
их формированию. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, к которым также относятся и органы местного самоуправления.

На основании анализа данных норм судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что федеральным законодательством установлено право органов местного самоуправления по установлению нормативов по водоснабжению и водоотведению.

Из материалов дела следует, что 20 ноября 2008 г. Собранием депутатов МО “Смидовичский муниципальный район“ принято решение N 104 “Об утверждении нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования “Смидовичский муниципальный район“. Пунктом 3.4 Приложения N 2 к данному решению установлены нормативы потребления водоснабжения и водоотведения для жилых домов с электрическими и газонагревательными приборами в размере 5,323 куб. м. на 1 человека в месяц.

Отказывая прокурору в удовлетворении требований о признании пункта 3.4 указанного решения Собрания депутатов противоречащим закону и недействующим со дня принятия, суд указал, что доводы прокурора по установлению органом местного самоуправления параметра, характеризующего степень благоустройства (поправочный коэффициент), а также неприменению какого-либо метода при установлении норматива по водоснабжению и водоотведению противоречат законодательству и не подтверждаются материалами дела, а также пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления выбран расчетный метод определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, и указал, что применение данного метода расчета подтверждается расчетом норматива потребления холодной (горячей) воды населением п. Смидович Смидовичского района ЕАО, проведенным в 2009 г. ООО “Дальневосточное предприятие Росводоканал“.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он не согласуется с материалами дела.

Согласно разделам II, III Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. Основанием для
изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов, 2) экспертный метод, 3) расчетный метод.

Правилами также установлен порядок определения нормативов с применением того или иного метода.

В ходе рассмотрения данного дела указанные положения Правил судом не были приняты во внимание, обстоятельства установления либо изменения норматива потребления холодной воды в жилых домах с электрическими водонагревателями не ставились на обсуждение и не исследовались.

Вывод суда о том, что органом местного самоуправления выбран расчетный метод потребления коммунальной услуги, не обоснован, поскольку из материалов дела не усматривается, каким образом был рассчитан норматив, указанный в оспариваемом пункте 3.4 приложения N 2 к решению Собрания депутатов N 104 от 20 ноября 2008 года. Ссылка суда на расчет норматива потребления холодной (горячей) воды населением п. Смидович Смидовичского района ЕАО, произведенный ООО “Дальневосточное предприятие Росводоканал“, как на доказательства применения расчетного метода определения норматива потребления несостоятельна в связи с тем, что данный расчет произведен в 2009 году, после принятия оспариваемого норматива. Кроме того, норматив, рассчитанный ООО “Дальневосточное предприятие “Росводоканал“ по оспариваемому параметру, составил 6,7 куб. м. в месяц на 1 человека против 5,323 куб. м. на человека, установленных п. 3.4
приложения N 2 к решению Собрания депутатов N 104.

Судом также не были уточнены заявленные требования, так прокурором заявлено требование о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия п. 3.4 приложения N 2 к решению Собрания депутатов от 20 ноября 2008 года, которым установлены нормативы потребления холодной воды в жилых домах как с электрическими, так и с газовыми нагревательными приборами, однако доводов относительно несоответствия закону норматива потребления воды при наличии газонагревательного оборудования прокурором не было приведено.

В связи с изложенным решение суда не может признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут быть установлены судом кассационной инстанции, дело подлежит направлению в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков и разрешения заявления по существу.

Руководствуясь ст. ст. 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Смидовичского районного суда ЕАО от 20 июля 2009 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Кассационное представление прокурора считать удовлетворенным.

Председательствующий

Н.С.СЕРГА

Судьи

В.Ф.ДРОЗДОВА

М.Н.ПОПОВА