Решения и определения судов

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 09.09.2009 Иск о признании незаконными действий по взиманию платы за водоснабжение с граждан, у которых установлены приборы учета, в соответствии с двумя установленными размерами тарифов для данного вида услуг удовлетворен правомерно, поскольку при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 сентября 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 21 июля 2009 года, которым исковые требования прокурора Ершовского района Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ в лице филиала ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ “Ершовский“ о признании незаконными действий по взиманию платы за водоснабжение удовлетворены.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ГУП Саратовской области “Облводоресурс“, представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, поддержавших доводы
жалобы, заключение прокурора, полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ершовского района Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ в лице филиала ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ “Ершовский“ о признании незаконными действий по взиманию платы за водоснабжение с граждан, у которых установлены приборы учета, в соответствии с двумя установленными размерами тарифов для данного вида услуг, о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет.

В обоснование иска указал, что в соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В нарушении данных положений закона, ответчиком начисление платы за поставленную услугу по водоснабжению осуществляется не только по показаниям приборов учета, но и исходя из нормативов, установленных органом местного самоуправления, при этом взыскивается плата за сверхнормативное потребление энергоресурсов. Так, до нормы, установленной постановлением главы Администрации Ершовского района Саратовской области от 28.11.2006 г. N 937 “Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения Ершовского района на 2007 год“ взимается плата с граждан в соответствии с тарифом, установленным постановлением главы муниципального образования г. Ершов N 15 от 22.12.2008 г. “Об установлении размера платы граждан за услуги водоснабжения и водоотведения филиала ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ “Ершовский“ в муниципальном
образовании г. Ершов на 2009 г.“, а сверх установленной нормы взимается плата с граждан, у которых установлен прибор учета по тарифу, указанному в распоряжении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области N 273-р от 17.11.2008 г. “Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения филиала ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ “Ершовский“. Просил иск удовлетворить.

Судом постановлено указанное судебное решение.

В кассационной жалобе ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ просит решение суда отменить и прекратить производство по делу, указывая, что прокурор необоснованно обратился в суд с иском, поскольку плата за водоснабжение взималась согласно действующих нормативных актов за сверхнормативное потребление воды по тарифам, утвержденным уполномоченным органом субъекта РФ. Указывает также, что в вводной части решения суда не содержится сведений об участии в деле 3-го лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

В письменных возражениях на кассационную жалобу прокурор Ершовского района Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, указывая, что доводы жалобы не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат нормам жилищного законодательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Рассмотрев возникший спор, суд пришел к выводу, что действия ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ в лице филиала ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ “Ершовский“ по начислению платы за поставленную услугу по водоснабжению не только по показаниям приборов учета, но и исходя из нормативов потребления, установленных органом местного самоуправления, со взысканием платы за сверхнормативное потребление энергоресурсов по установленному тарифу, являются незаконными.

Судебная коллегия считает необходимым с данным выводом суда согласиться.

Статьей
157 ЖК РФ (в редакции от 23.07.2008 г.) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ под индивидуальным прибором учета понимается средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (п. 3).

Согласно п. 16 данных Правил, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 приложения N 2 данных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых) общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется согласно установленной формуле для холодного водоснабжения, где одна из составляющих данной формулы является норматив потребления, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении
размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Федеральным законом N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ предусмотрено, что органы регулирования субъектов РФ регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации твердых бытовых отходов.

Постановлением Правительства Саратовской области от 5.12.2008 г. N 475-П “Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год“ органам местного самоуправления муниципальных образований области предоставлено право определять размер платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на очередной финансовый год в соответствии с индексами, утвержденными настоящим постановлением в рамках реализации Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

Правомерность постановления администрации муниципального образования “Город Ершов“ N 15 от 22.12.2008 г., которым произведено снижение размера оплаты граждан на услуги водоснабжения на хозяйственно-бытовые нужды для потребителей филиала ГУП Саратовской области “Облводоресурс“ “Ершовский“ до 22 руб. 91 коп. за 1 куб. м на услуги водоснабжения на
хозяйственно-бытовые нужды и до 7 руб. 21 коп. за 1 куб м на услуги водоотведения и очистки сточных вод и соответствие вышеприведенным правовым нормам при рассмотрении дела судом кем-либо не оспаривалась.

Таким образом, судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела суд обоснованно руководствовался нормами действующего, в том числе, жилищного законодательства, регламентирующего вопросы оплаты гражданами предоставляемых коммунальных услуг, правильно определил обстоятельства, имеющие значение по делу, исследовав и оценив доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принял по делу обоснованное решение (ст. 11 ГПК РФ, раздел 7 ЖК РФ).

Доводы жалобы противоречат приведенным правовым нормам и установленным судом обстоятельствам, поэтому не могут являться основаниями для отмены судебного решения (ст. 362 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ершовского районного суда Саратовской области от 21 июля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.