Решения и определения судов

Решение Пермского краевого суда от 07.09.2009 по делу N 3-146-2009 О признании недействующими пунктов 125, 129 Перечня объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 N 418-ПК.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 7 сентября 2009 г. по делу N 3-146-2009

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С., при секретаре Невидимовой Е.А., с участием прокурора Синевой А.М., представителя ИП Тепляковой Т.Н. Мехоношина С.Г., настаивавшего на заявленном требовании, представителя Законодательного Собрания Пермского края Смолина А.А., представителя МО “Усольский муниципальный район Пермского края“ Исуповой М.Ю. и представителя МО “Романовское сельское поселение“ Голатенко А.Г., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 7 сентября 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании недействующими пунктов 125, 129 Перечня объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в
собственность Романовского сельского поселения, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 N 418-ПК “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района“,

установил:

16 апреля 2009 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 418-ПК “О внесении дополнений в Закон Пермского края “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района“, который был подписан губернатором Пермского края 30 апреля 2009 года и опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 17 от 4 мая 2009 года и Собрании законодательства Пермского края N 6 от 9 июня 2009 года.

Данным Законом приложение 4 к Закону Пермского края “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района“ от 11 декабря 2006 года N 3355-780 дополнено пунктами 61-147, в которых указаны объекты муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемые в собственность Романовского сельского поселения.

В соответствии с пунктами 125, 129 в собственность Романовского сельского поселения переданы: здание гаража с административно-бытовым корпусом, расположенное по адресу: с. Романово, ул. Советская, 16 (далее - гараж), и здание конюшни, расположенное по адресу: с. Романово (далее - конюшня).

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Ф.И.О. обратилась в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим Закона Пермского края от 30 апреля 2009 года N 418-ПК в части утверждения в Перечне объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, указанных выше зданий гаража и конюшни.

В обоснование заявленных требований ИП Теплякова Т.Н. указала, что здания гаража и
конюшни не были объектами муниципальной собственности Усольского муниципального района, принадлежали ТОО “Лесное“, что подтверждается данными государственного технического учета объектов недвижимости.

В связи с выходом в 1997 году из ТОО “Лесное“ для организации фермерского хозяйства ей по акту на основании протокола заседания правления ТОО “Лесное“ от 5 марта 1997 года и Приказа ТОО “Лесное“ N 14 от 5 марта 1997 года было передано данное имущество в счет пая в уставном капитале ТОО.

По мнению ИП Тепляковой Т.Н., принятый Закон в оспариваемой части не соответствует ст. 85 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, нарушает ее права на использование зданий гаража и конюшни в своей предпринимательской деятельности, а также на судебную защиту при рассмотрении вопроса о признании за ней права собственности на данное имущество.

В судебном заседании представитель ИП Тепляковой Т.Н. заявление поддержал.

ИП Теплякова Т.Н. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на заявленном требовании настаивала.

Представитель Законодательного Собрания Пермского края Смолин А.А. с заявлением не согласился, указав, что Закон Пермского края от 30.04.2009 N 418-ПК в оспариваемой части был принят на основании согласованного перечня имущества, передаваемого Усольским муниципальным районом
в собственность Романовского сельского поселения, в соответствии с решениями Совета депутатов Романовского сельского поселения и Земского Собрания Усольского муниципального района. Перечень объектов был составлен в полном соответствии с положениями Закона Пермского края “О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края“ от 26.02.2009 N 395-ПК. Поскольку рассматриваемый имущественный комплекс недвижимости согласован органами местного самоуправления как объект собственности, в данной ситуации наличествует спор о праве, подлежащий разрешению в порядке искового производства с соблюдением правил подсудности дела.

Представитель МО “Усольский муниципальный район Пермского края“ Исупова М.Ю. с заявлением не согласилась, указав, что ИП Тепляковой Т.Н. не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемый Закон Пермского края затрагивает ее права и имущественные интересы, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что она владеет спорным имуществом на праве собственности. Объекты недвижимости, указанные в пунктах 125 и 129 Перечня, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 N 418-ПК, с 14.12.1992 учитывались в реестре муниципальной собственности МО “Усольский муниципальный район Пермского края“ на основании решения Малого Совета от 14.12.1992 N 14.

Представитель МО “Романовское сельское поселение“ Голатенко А.Г. доводы представителя МО “Усольский муниципальный район Пермского края“ поддержал.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Синевой А.М. об удовлетворении заявления, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требование ИП Тепляковой Т.Н. основано на законе и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в целях обеспечения выполнения требований статей 85 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Предусмотрено, что разграничение имущества осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 3 Закона Пермского
края “О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края“ от 26.02.2009 N 395-ПК перечни муниципального имущества, подлежащего разграничению, формируются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, наделенными в установленном порядке полномочиями по передаче или принятию имущества (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).

Согласно части 2 ст. 3 названного Закона предложения о передаче либо приеме имущества в муниципальную собственность (далее - предложения) направляются уполномоченными органами местного самоуправления с приложением перечня муниципального имущества в соответствующие уполномоченные органы местного самоуправления другого муниципального образования.

Уполномоченные органы местного самоуправления, в адрес которых поступило предложение, в течение 30 дней рассматривают его и представляют обоснованные возражения либо направляют уведомление о согласовании.

По согласованным предложениям представительными органами местного самоуправления как от принимающей, так и от передающей стороны принимаются решения об утверждении перечней имущества, подлежащего передаче или приему в муниципальную собственность.

В силу ст. 4 указанного выше Закона для принятия закона Пермского края о разграничении муниципального имущества уполномоченными органами местного самоуправления представляются следующие документы:

1) проект закона Пермского края;

2) пояснительная записка к проекту закона с обоснованием необходимости передачи или приема имущества в муниципальную собственность;

3) перечни имущества, подлежащего передаче или приему в муниципальную собственность, составленные по форме, утверждаемой губернатором Пермского края. Представляемые перечни должны быть подписаны, пронумерованы, прошиты и скреплены печатями уполномоченного органа местного самоуправления;

4) решения представительных органов местного самоуправления об утверждении перечней.

Статьей 1 Закона Пермского края “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района“ от 11.12.2006 N 3355-780 утверждены перечни объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность сельских поселений, в том числе в собственность Романовского сельского поселения.

Законом Пермского
края от 30.04.2009 N 418-ПК в Закон Пермского края от 11.12.2006 N 3355-780 внесены дополнения. Перечень объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения (далее - Перечень), дополнен пунктами 61-147.

Согласно пунктам 125 и 129 Перечня в собственность Романовского сельского поселения переданы здание гаража с административно-бытовым корпусом, расположенное по адресу: с. Романово, ул. Советская, 16, и здание конюшни, расположенное в с. Романово.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, процедура принятия Закона Пермского края от 30.04.2009 N 418-ПК была соблюдена, так как представленный Законодательному Собранию Пермского края Перечень объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, был составлен по установленной форме, к нему были приложены решение Совета депутатов Романовского сельского поселения от 18.11.2008 N 4 и решение Земского Собрания Усольского муниципального района от 30.10.2008 N 77, которыми данный Перечень был согласован.

Вместе с тем, суд считает, что пункты 125 и 129 названного Перечня противоречат части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предусматривающей разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Законодательным Собранием Пермского края суду не представлены доказательства, подтверждающие, что здания гаража и конюшни, расположенные в с. Романово, на момент принятия оспариваемого Закона являлись объектами муниципальной собственности Усольского муниципального района и потому могли быть переданы в собственность Романовскому сельскому поселению
в порядке разграничения муниципальной собственности.

Доводы представителей Усольского муниципального района и Романовского сельского поселения о том, что объекты недвижимости, поименованные в пунктах 125 и 129 Перечня, на день принятия Закона Пермского края от 30 апреля 2009 года N 418-ПК находились в муниципальной собственности Усольского муниципального района, являются необоснованными в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно пункту 1 приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 к объектам, относящимся к муниципальной собственности, отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления
прав собственности.

В соответствии с Порядком составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), являющимся составной частью указанного выше Положения, для передачи объектов в муниципальную собственность соответствующий комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов по прилагаемой форме, который утверждается Советом народных депутатов города, района.

Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, который регистрирует перечни в день их поступления. Объекты подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня. Объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно Порядку оформления прав собственности, являющемуся составной частью Положения, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, в случае, если в установленные законодательством сроки соответствующим Верховным Советом, Советом народных депутатов не было принято решение по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с настоящим Положением.

Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности. Права и обязанности ведения
реестра (функции реестродержателя) по объектам, переданным в муниципальную собственность, принадлежат комитетам по управлению имуществом городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Комитет по управлению имуществом на основании решения соответствующего Совета народных депутатов о передаче объектов муниципальную собственность в месячный срок обязан внести переданные в муниципальную собственность объекты в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности.

Судом установлено, что право собственности на объекты недвижимости, поименованные в пунктах 125, 129 Перечня, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 N 418-ПК, на момент принятия оспариваемого Закона Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю не регистрировалось, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждается собранными по делу доказательствами.

Из материалов дела следует, что решением Малого Совета Усольского районного Совета народных депутатов “О муниципальной собственности района“ от 14.04.1992 N 14 в статусе муниципальной собственности района закреплены объекты, указанные в приложении N 1 (т. 1, л.д. 171). В приложении N 1 к данному решению (т. 1, л.д. 172-174) указан перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность по Усольскому району. Согласно указанному перечню в муниципальную собственность передается жилищный и нежилой фонд, находящийся на балансе местной администрации, в том числе на балансе Романовской сельской администрации. Вместе с тем, в перечне отсутствует конкретное имущество, находящееся на балансе Романовской сельской администрации, указана только остаточная балансовая стоимость основных фондов по состоянию на 01.01.1992.

Кроме того, заинтересованными лицами не представлены доказательства, подтверждающие, что указанный выше Перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность по Усольскому району, был в установленном порядке зарегистрирован комитетом по управлению имуществом Пермской области, как не представлены доказательства, подтверждающие, что Пермским областным Советом народных депутатов принималось решение о передаче имущества, указанного в Перечне, в муниципальную собственность Усольского района, как это предусмотрено Положением, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.

В связи с изложенным выше несостоятельными являются ссылки МО “Усольский муниципальный район Пермского края“ и МО “Романовское сельское поселение“ в обоснование возражений по заявлению ИП Тепляковой Т.Н. на выписку из реестра имущества муниципальной собственности МО “Усольский муниципальный район Пермского края“ от 02.09.2009 (т. 1, л.д. 175) и распоряжение комитета по управлению имуществом Усольского района от 30.12.2005 N 252 (т. 1, л.д. 176), так как данные документы не подтверждают того факта, что имущество, поименованное в пунктах 125 и 129 Перечня, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 N 418-ПК, находилось в муниципальной собственности Усольского муниципального района.

Судом также установлено, что здание гаража по адресу: с. Романово, ул. Советская, 16 было зарегистрировано БТИ Усольского района 15.02.1997, регистрационный N 202-3-41, за ТОО “Лесное“, здание конюшни по адресу: с. Романово, ул. Трактовая, 115б было зарегистрировано тем же органом 15.02.1997, регистрационный номер 202-3-42, за ТОО “Лесное“. Эти обстоятельства подтверждаются копиями технических паспортов (т. 1, л.д. 15-17, 18-23, 24-26, 27-30), копиями регистрационных удостоверений БТИ (т. 1, л.д. 31, 32), справками Усольского филиала ГУП “ЦТИ Пермского края“ (т. 1, л.д. 125, 126), ответами Усольского филиала ГУП “ЦТИ Пермского края“ на запросы Березниковского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 04.08.2009 (т. 1, л.д. 166, 168).

Кроме того, из указанных документов следует, что здание гаража с административно-бытовым корпусом общей площадью 1356 кв. м и котельной общей площадью 115,5 кв. м расположено по адресу: с. Романово, ул. Советская, 16а, при этом данный объект недвижимости и здание гаража со складом по адресу: с. Романово, ул. Советская, 16 являются разными объектами недвижимости.

Таким образом, включение зданий гаража и конюшни, расположенных в с. Романово, в Перечень муниципального имущества Усольского муниципального района могло быть произведено лишь в случае нахождения данных зданий в составе муниципальной собственности Усольского муниципального района, однако возникновение права муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости какими-либо доказательствами по делу не подтверждено.

Включением зданий гаража с административно-бытовым корпусом и конюшни в Перечень объектов, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, были нарушены права и законные интересы ИП Тепляковой Т.Н., что подтверждается нижеследующими доказательствами.

Согласно протоколу заседания правления ТОО “Лесное“ от 05.03.1997 (т. 1, л.д. 33), Приказу ТОО “Лесное“ от 05.03.1997 N 14 (т. 1, л.д. 34), а также акту о выделении имущества (т. 1, л.д. 35) Тепляковой Т.Н. для организации крестьянского хозяйства было выделено имущество данного товарищества, в том числе здания конюшни и гаража со складом. Теплякова Т.Н. являлась учредителем ТОО “Лесное“, что подтверждается списком учредителей ТОО “Лесное“, и имела соответствующий имущественный и земельный паи.

Справка МО “Романовское сельское поселение“ от 04.09.2009 N 336, из которой следует, что здание конюшни в районе с. Романово, здание гаража по адресу: с. Романово, ул. Советская, 16 и здание гаража по адресу: с. Романово, ул. Советская, 16а в крестьянском фермерском хозяйстве Тепляковой Т.Н. не используются, конюшня фактически используется как цех по распиловке древесины, а гараж - для ремонта и стоянки лесовозной техники, не опровергает тот факт, что данное имущество фактически используется ИП Тепляковой Т.Н. для осуществления своей хозяйственной деятельности, и определение в соответствии с оспариваемым Законом собственника данного строения влияет на объем ее прав по пользованию этим имуществом.

ИП Тепляковой Т.Н. не было заявлено спора о праве на имущество. Ею был избран способ защиты права путем оспаривания в части Закона Пермского края в силу его противоречия федеральному законодательству, в связи с чем доводы представителя Законодательного Собрания Пермского края о том, что дело не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 ГПК РФ, поскольку в данном случае наличествует спор о праве, который в силу ст. 247 ГПК РФ подлежит разрешению в порядке искового производства с соблюдением правил подсудности дела, являются необоснованными.

Также с учетом изложенного выше несостоятельными являются доводы представителей Усольского муниципального района и Романовского сельского поселения о том, что ИП Тепляковой Т.Н. не представлены доказательства, подтверждающие право собственности заявителя на имущество, указанное в пунктах 125 и 129 Перечня.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 125, 129 Перечня объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 N 418-ПК “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района“.

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Собрании законодательства Пермского края и в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 11 сентября 2009 года.

Судья п.п.

С.С.БУЗМАКОВ

Судья краевого суда

С.С.БУЗМАКОВ