Решения и постановления судов

Решение Хабаровского краевого суда от 31.08.2009 по делу N 3-140/09 О признании недействующим пункта 4 статьи 4 Закона Хабаровского края от 27.05.2009 N 240 “О признании утратившими силу решения Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов “Об утверждении Правил охоты в Хабаровском крае“ и отдельных законов (статьи закона) Хабаровского края, а также о внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края“.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 августа 2009 г. по делу N 3-140/09

31 августа 2009 года Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.

при секретаре Севастьяновой М.В.

с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края, представителя Законодательной Думы Хабаровского края по доверенности К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании п. 4 ст. 4 Закона Хабаровского края от 27.05.2009 г. N 240 “О признании утратившими силу решения Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов “Об утверждении правил охоты в Хабаровском крае“ и отдельных законов (статьи законов) Хабаровского края, а также о внесении изменений в отдельные законы Хабаровского
края“, противоречащим федеральному законодательству и недействующим,

установил:

27 мая 2009 года Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края N 240 “О признании утратившими силу решения Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов “Об утверждении правил охоты в Хабаровском крае“ и отдельных законов (статьи законов) Хабаровского края, а также о внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Хабаровского края N 291 принят 26.07.2005, а не 26.06.2005.

Пунктом 4 статьи 4 названного краевого Закона дополнен статьей 4.1 Закон Хабаровского края от 26.06.2005 г. N 291 “Об обеспечении пожарной безопасности на территории Хабаровского края“, которой предусмотрено, что за исключением случаев, в которых федеральными нормативными правовыми актами координация деятельности видов пожарной охраны возлагается на федеральную противопожарную службу, такая координация в крае осуществляется противопожарной службой края.

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании пункта 4 статьи 4 Закона Хабаровского края от 27.05.2009 г. N 240 противоречащим федеральному законодательству и недействующим, ссылаясь на то, что принятием данной нормы превышены полномочия органов власти субъекта Российской Федерации в сфере нормативного регулирования по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, оспариваемая норма не соответствует требованиям определенности, ясности недвусмысленности, что может породить предпосылки для ее произвольного правоприменения.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края поддержал требования заявленные прокурором края.

Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, действующий на основании доверенности К., не соглашаясь с доводами, изложенными в заявлении прокурора края, просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором Хабаровского края требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ государственная противопожарная служба, в которую входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Таковым является Положение о федеральной противопожарной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, согласно которому федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России. Одной из основных задач федеральной противопожарной службы является координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. N 868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 данного Положения координация всех видов пожарной охраны
возложена на МЧС России.

Вопросы координации всех видов пожарной охраны урегулированы приказами МЧС России от 06.08.2004 г. N 372 “Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации“ и от 05.05.2008 г. N 240 “Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ“.

Таким образом, полномочия по осуществлению координации всех видом пожарной охраны отнесены к компетенции федеральных органов исполнительной власти и их соответствующих отраслевых территориальных подразделений. При этом координация осуществляется не только федеральной противопожарной службой, как установлено пунктом 4 статьи 4 Закона Хабаровского края N 240 от 27.05.2009 г., но и МЧС России.

Исчерпывающий перечень полномочий государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности установлен ст. 18 Федерального закона “О пожарной безопасности“, которая не относит к компетенции субъекта Российской Федерации осуществление координации различных видов пожарной охраны.

При таком положении суд находит, что правовое регулирование, предусмотренное пунктом 4 статьи 4 Закона Хабаровского края N 240 от 27.05.2009 г. противоречит действующему законодательству Российской Федерации, осуществлено с превышением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П издано 17.06.2004, а не 14.06.2004.

Кроме того, согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.06.2004 N 12-П, нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.

Оспариваемая норма краевого закона по своему
содержанию не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку ее содержание не позволяет установить возможность ее однозначного понимания и применения. Из оспариваемого положения не ясно, в каких конкретно случаях координация деятельности видов пожарной охраны осуществляется противопожарной службой края, тем более, что согласно действующему федеральному законодательству координация деятельности всех видов пожарной охраны возложена на МЧС России и федеральную противопожарную службу.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемая норма краевого Закона полностью соответствует общим положениям Федерального закона “О пожарной безопасности“ о компетенции противопожарной службы края, как части государственной противопожарной службы, а также, что полномочия федеральной противопожарной службы определены лишь положениями ст. 22 названного Федерального закона ошибочны, поскольку не учитывают систему норм действующего федерального законодательства, регулирующего вопросы пожарной безопасности.

Ссылки на то, что правовая конструкция подпункта 18 пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации N 385 от 20.06.2005 г. свидетельствует о том, что в координации деятельности видов пожарной охраны могут участвовать и другие субъекты правоотношений, обладающие собственной компетенцией не являются основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора края.

Названной нормой Постановления Правительства Российской Федерации на федеральную противопожарную службу возложено участие в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции.

Установление законодателем данной функции федеральной пожарной службы не предполагает наделение пожарной службы субъекта Российской Федерации компетенцией по координации деятельности других видов пожарной охраны.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 4 статьи 4 Закона Хабаровского края от
27.05.2009 г. N 240 “О признании утратившими силу решения Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов “Об утверждении правил охоты в Хабаровском крае“ и отдельных законов (статьи законов) Хабаровского края, а также о внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края“.

Сообщение о данном решении опубликовать в газете “Приамурские ведомости“.

Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края государственную пошлину в размере 2000 рублей (две тысячи) в доход бюджета городского округа город Хабаровск.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

Н.Ю.БАРАБАШ