Решения и постановления судов

Определение Нижегородского областного суда от 14.07.2009 по делу N 33-5092 Требование о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления муниципального образования, выразившегося в несоблюдении требований законодательства РФ в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворено правомерно, так как статьей 15 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ установлено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной структуры.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июля 2009 г. N 33-5092

Судья Седова Л.С.

14 июля 2009 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего: Серова В.А.,

судей: Крайневой Н.А., Сысаловой И.В.,

при секретаре Л.

с участием представителя Сокольского муниципального района - адвоката Чурбанова М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Крайневой Н.А.

дело по кассационной жалобе администрации Сокольского муниципального района

на решение от 27 мая 2009 года Сокольского районного суда Нижегородской области по делу по заявлению прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления муниципального образования Сокольского района

установила:

прокурор обратился с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного
самоуправления муниципального образования Сокольского района.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Сокольского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, развития физической культуры и спорта, духовного и творческого потенциала, а также нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи, требований законодательства РФ в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в деятельности МОУ “Сокольская средняя общеобразовательная школа“, расположенного по адресу: п. Сокольское, ул. Кирова д. 28 а, которое осуществляет образовательную деятельность.

В ходе проведенной проверки было установлено, что корпусы 1, 2 и 3 ступеней обучения школы имеют несколько входов, через которые осуществляется проход граждан, вход в здание школы, где происходит процесс обучения, осуществляется по ступеням, при этом ступени не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание школы маломобильных групп населения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла) для беспрепятственного доступа к объектам социальной структуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 “Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения“ утвержденных
постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Учредителем МОУ “Сокольская СОШ“ является администрация Сокольского района Нижегородской области. При этом, финансирование МОУ “Сокольская СОШ“, а также утверждение сметы доходов и расходов учреждения осуществляется, органами самоуправления муниципального образования Сокольского района. Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, т.е. администрация Сокольского района.

Таким образом, администрацией Сокольского района надлежащим образом не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объектам социальной инфраструктуры.

При этом, по данным полученным из Управления социальной защиты населения, в Сокольском районе проживает 1103 инвалида, из них 81 ребенок-инвалид.

Бездействие администрации Сокольского района нарушает права и свободы отдельных категорий граждан, для которых государством установлены дополнительные повышенные меры социальной защиты.

Прокурор Сокольского района просил признать незаконным бездействие администрации Сокольского района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по
созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - двум корпусам 1 и 2 - 3 ступеней обучения МОУ “Сокольская средняя общеобразовательная школа“, расположенного по адресу: п. Сокольское Нижегородской области, ул. Кирова, д. 28а. Обязать администрацию Сокольского района Нижегородской области безотлагательно принять надлежащие меры по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в два корпуса 1 и 2 - 3 ступеней обучения МОУ “Сокольская средняя общеобразовательная школа“, расположенных по адресу: п. Сокольское, ул. Кирова, д. 30 и 28а соответственно, путем обустройства лестниц на входах в корпус 1 ступени обучения МОУ “Сокольская средняя общеобразовательная школа“, расположенный по адресу: п. Сокольское, ул. Кирова, д. 30 и корпуса 2 - 3 ступеней обучения МОУ “Сокольская средняя общеобразовательная школа“, расположенный по адресу: п. Сокольское, ул. Кирова, д. 28а пандусами.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель администрации Сокольского муниципального района А. заявленные требования не признала и пояснила, что прокурор не представил в суд доказательств, подтверждающих незаконное бездействие администрации Сокольского муниципального района, поэтому просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица МОУ “Сокольская средняя общеобразовательная школа“ К. пояснила, что с требованиями прокурора согласна частично. В школе нет детей-инвалидов, дети с ортопедическими недостатками обучаются на дому. В спортивном зале школы проводят мероприятия
районного масштаба, так как зал арендует спортивная школа. Пандусы можно оборудовать с заднего входа в школу, однако в план реконструкции оборудование пандусов не включено, потребуется дополнительное финансирование.

Решением суда заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе администрации Сокольского муниципального района поставлен вопрос об отмене данного решения как незаконного.

В обоснование жалобы указано, что выводы суда о нарушении администрацией Сокольского муниципального района положений ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Здания школы были построены в 1965 и 1981 гг., на тот постройки они соответствовали строительным нормам и правилам. Реконструкция или иные действия, с которыми закон связывает обустройство приспособлений для доступа инвалидов в здания школы, до настоящего времени не производились.

Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд первой инстанции всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства по делу, установил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений и, в соответствии с представленными сторонами доказательствами, вынес законное и обоснованное решение.

С доводами кассационной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.

Как следует
из материалов дела, МОУ “Сокольская средняя общеобразовательная школа“ является муниципальным образовательным учреждением.

Согласно Устава, школа является образовательным учреждением, осуществляющим целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализующим основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Учредителем данного учреждения является администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области.

В соответствии со ст. 4.9, 4.12 Устава источником финансирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются собственные средства Учредителя, который обеспечивает содержание зданий и сооружений Школы, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование Школы относится к компетенции Учредителя (ст. 5.3 Устава).

Школа занимает 2 здания, расположенные по адресам: п. Сокольское, ул. Кирова, д. 30 и ул. Кирова, д. 28 “а“, здания построены в 1966 и 1981 гг.

Согласно акта проверки соблюдения требований законодательства РФ от 03 апреля 2009 года, вход в корпуса (здания) МОУ Сокольской средней общеобразовательной школы осуществляется по ступеням, при этом ступени не оборудованы пандусами и другими средствами подъема.

Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ установлено, что органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла) для беспрепятственного доступа к объектам социальной структуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, строениям
и сооружениям, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям) (ст. 15).

Положениями той же нормы установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Как следует из пояснений директора школы, подготовлен проект реконструкции зданий школы, проектом пандусы или другие средства подъема не предусмотрены.

Поскольку осуществляются действия по реконструкции зданий школы без учета требований ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что администрацией Сокольского района в лице МОУ “Сокольская СОШ“ надлежащим образом не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объектам социальной инфраструктуры.

При таких данных судебная коллегия считает, что обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Все доказательства по делу оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и результаты оценки отражены в решении суда.

Доводы кассатора подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без
внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 27 мая 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сокольского муниципального района - без удовлетворения.