Решения и постановления судов

Решение Верховного суда Республики Коми от 10.07.2009 по делу N 3-35-2009 О признании недействующими Постановления Правительства РК от 03.08.2004 N 134 (ред. от 07.02.2007) “О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми“ и утвержденного им Положения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2009 г. по делу N 3-35-2009

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

с участием прокурора Юдина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 июля 2009 года дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Постановления Правительства Республики Коми “О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми“ от 3 августа 2004 года N 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года N
17 и утвержденного им Положения о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми,

установил:

Осуществляющий деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальный предприниматель Бушковский В.А. обратился в суд с уточненным в судебном заседании заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Постановления Правительства Республики Коми “О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми“ от 3 августа 2004 года N 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года N 17 и утвержденного им Положения о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми. В обоснование заявления указал, что в связи с вступлением в силу Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ оспариваемые постановление и утвержденное им положение не могут быть признаны законными, поскольку в нарушение норм настоящего Федерального закона устанавливают порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых и (или) масса нагрузки на одну ось превышают нормы, установленные законодательством Российской Федерации, и порядок определения такого вреда, хотя данные полномочия отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя адвокат Овсянников В.Н. настаивал на удовлетворении уточненного заявления и дал соответствующие ему пояснения.

Представители Правительства Республики Коми Лисина Т.М. и Черкасова О.В. считали, что
заявленные требования подлежат отклонению. Полагали, что Постановление Правительства Республики Коми и утвержденное им Положение полностью согласуются с действующим федеральным законодательством и сами по себе не нарушают прав и свобод граждан и организаций.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав представленные материалы, суд находит, что заявление индивидуального предпринимателя Бушковского В.А. подлежит удовлетворению.

Согласно п. “в“, “ж“, “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданское законодательство, установление правовых основ единого рынка, включающих в себя свободное перемещение товаров и услуг на всей территории Российской Федерации, находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими в соответствии с делегированными Российской Федерацией полномочиями нормативных правовых актов любой юридической силы федеральному законодательству.

Анализ Постановления Правительства Республики Коми “О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми“ от 3 августа 2004 года N 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года N 17 и утвержденного им Положения о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми, применительно к приведенному выше принципу свидетельствует о несоответствии данных правовых актов законодательству
большей юридической силы.

Так, из содержания Постановления и утвержденного им Положения следует, что в них урегулированы вопросы компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми, и при этом установлены: порядок взимания платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы; порядок выдачи специальных разрешений на провоз таких грузов; правила контроля за пропуском грузов, в том числе с использованием весового контроля, осуществляемого Дорожным агентством Республики Коми, уполномоченными им организациями и иными организациями, а также предусмотрены последствия отказа владельцев или пользователей автомобильного транспорта от оплаты провоза тяжеловесных грузов.

Однако указанные выше вопросы по существу являются вопросами гражданского законодательства о возмещении вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, отнесенными к исключительному ведению Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 26.1, 26.2 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать участие в осуществлении полномочий Российской Федерации, но только в тех пределах в каких они прописаны в федеральных законах.

Являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу отношения по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в настоящее время урегулированы Федеральным законом “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ с изменениями и дополнениями.

При этом в силу ст. 11, 12 указанного Федерального закона к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено только определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Вопросы же установления порядка возмещения вреда, порядка определения такого вреда, выдачи специального разрешения, осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов такого контроля, определения постоянного действующих маршрутов, транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы, находятся в компетенции органов государственной власти Российской Федерации и разрешаются ими по правилам ст. 31 Федерального закона.

Таким образом, со вступлением в силу Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ Постановление Правительства Республики Коми “О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми“ от 3 августа 2004 года N 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года N 17 и утвержденное им Положение о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми, не только вошли в противоречие с законодательством большей юридической силы, но и нарушают права и свободы граждан и организаций, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поэтому в силу этих обстоятельств и требований ст. 62 настоящего Федерального закона, предусматривающих, что ранее принятые нормативные правовые акты в области использования автомобильных дорог применяются в части не противоречащей этому Закону,
Постановление Правительства Республики Коми от 3 августа 2004 года N 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года N 17 и утвержденное им Положение следует признать недействующими.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени указанных выше Постановления и утвержденного им Положения, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ сообщение о принятом судом решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление индивидуального предпринимателя Ф.И.О. удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу Постановление Правительства Республики Коми “О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми“ от 3 августа 2004 года N 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года N 17 и утвержденное им Положение о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми.

Сообщение о настоящем решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете “Республика“.

На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд
Республики Коми.

Председательствующий

В.КРЕТОВ