Решения и определения судов

Постановление Верховного суда УР от 07.07.2009 по делу N 22-1610 Установление фиксированного срока, на который несовершеннолетний должен быть помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, противоречит п. 6 ст. 22 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, поскольку лишает администрацию данного центра возможности сократить срок нахождения несовершеннолетнего в центре.

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2009 г. по делу N 22-1610

Судья: Малютина В.И.

Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Кулябин В.М.,

с участием прокурора Чувашовой Л.П.,

адвоката Чигвинцевой Е.В.,

рассмотрев протест Воткинского межрайпрокурора Махова А.Г. на постановление судьи Воткинского городского суда Удмуртской Республики от 18 июня 2009 года, которым С. помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на срок 30 суток,

установил:

постановлением судьи Воткинского городского суда Удмуртской Республики от 18 июня 2009 года удовлетворено представление начальника МОБ УВД по г. Воткинску и Воткинскому району Удмуртской Республики, несовершеннолетний С. помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) на срок 30 суток.

На
данное постановление Воткинским межрайонным прокурором внесен протест, в котором он просит постановление судьи отменить в связи с его незаконностью. По мнению прокурора, судья не обладает полномочиями устанавливать конкретный срок содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Извещенный надлежащим образом несовершеннолетний и его законный представитель в судебное заседание не явились.

Рассмотрев протест, материал в отношении С., заслушав мнения прокурора и адвоката, поддержавших протест и полагавших, что постановление суда следует отменить, нахожу доводы протеста подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суд направил несовершеннолетнего С. в ЦВСНП на основании п. 4 ч. 2 ст. 22 ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, согласно которому в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние в предусмотренных законом случаях.

В этой части постановление судьи отвечает требованиям закона.

Однако, установив в постановлении фиксированный 30-дневный срок, на который несовершеннолетний С. должен быть помещен в ЦВСНП, судья вышел за рамки п. 6 ст. 22 вышеназванного Закона, согласно которому несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. Это обстоятельство делает невозможным исполнение требований п. 6 ст. 22 Закона о содержании несовершеннолетних в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, и лишает администрацию ЦВСНП возможности сократить срок проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним с последующей передачей его законным представителям до истечения 30-дневного срока.

Кроме этого, при рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего С. судья вынес постановление об оплате труда адвоката, согласно которому с законного представителя несовершеннолетнего С.
- С.Е.А. взыскано 343 рубля 13 копеек, перечисленных адвокату Кузьмину А.Г.

Совершивший общественно опасное деяние или административное правонарушение несовершеннолетний, в отношении которого решается вопрос о помещении в ЦВСНП, не является субъектом уголовно-правовых отношений, адвокат для лица данной категории назначается судом на основании ст. 50 ГПК РФ.

Вместе с тем ни ГПК РФ, ни Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“ не предусмотрели компенсационный механизм в случаях обязательного участия адвоката. Оплата труда адвоката в данном случае была произведена по аналогии закона. Но взыскивать выплаченную адвокату сумму с законного представителя несовершеннолетнего С. у судьи оснований не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 31.3, 30 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“,

постановил:

постановление судьи Воткинского городского суда Удмуртской Республики от 18 июня 2009 года о помещении несовершеннолетнего С. в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей отменить. Материал направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Исключить из резолютивной части постановления судьи Воткинского городского суда Удмуртской Республики от 18 июня 2009 года об оплате труда адвоката абзац о взыскании с законного представителя несовершеннолетнего С. 343 рублей 13 копеек.

И.о. Председателя Верховного

Суда Удмуртской Республики

КУЛЯБИН В.М.