Решения и постановления судов

Решение Калининградского областного суда от 30.06.2009 N 3-36/09 О признании неправомочным состава окружного Совета депутатов Балтийского муниципального района, сформированного по результатам состоявшихся 06.02.2005 муниципальных выборов.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2009 г. N 3-36/09

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Струковой А.А.

с участием прокурора - Коломийца М.Ю.

при секретаре - М.И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А.И., В.А.Ю., К.И.И., Л.А.В. о признании неправомочным состава окружного совета депутатов Балтийского муниципального района,

установил:

К.А.И., В.А.Ю., К.И.И., Л.А.В., проживающие в границах наделенного статусом муниципального района муниципального образования “Балтийский городской округ“, обратились в суд с заявлением о признании неправомочным состава окружного совета депутатов Балтийского муниципального района в связи со сложением 7 из 20 депутатов своих полномочий.

Заявители указали, что ввиду невозможности окружного совета депутатов осуществлять свою деятельность нарушены их
конституционные права на осуществление местного самоуправления, а также избирать и быть избранными в представительный орган местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела заявители К.А.И., К.И.И., Л.А.В. требования поддержали и дополнительно указали на досрочное прекращение полномочий депутата С.А.Н. в связи с подачей им 19 июня 2009 года заявления о сложении полномочий.

Заявитель В.А.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не представил сведения о причинах неявки, в связи с чем суд полагал возможным рассмотрение дела в его отсутствие (ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).

Представители окружного совета депутатов муниципального образования “Балтийский городской округ“ Д.И.А. и Я.И.Н. полагали требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что заявления депутата К.И.Б. от 26 мая 2009 года и С.А.Н. от 19 июня 2009 года о сложении своих полномочий поданы недобровольно, К.И.Б. продолжает осуществлять депутатскую деятельность, в отношении этих депутатов до настоящего времени не принято советом решений о прекращении депутатских полномочий и до принятия таковых оснований для признания совета депутатов неправомочным не имеется при том, что численность окружного совета депутатов составляет не менее 2/3 от установленной численности депутатов (14 из 20).

Представитель Балтийской территориальной избирательной комиссии А.И.И. и представитель избирательной комиссии Калининградской области Б.И.Н. полагали заявление подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения заявителей, представителей окружного совета депутатов,
избирательных комиссий, показания свидетелей М.В.А. и С.А.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об обоснованности заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1); уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1).

В силу пункта 2 части 16 статьи 35 названного Федерального закона полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Статьей 24 действующего до настоящего времени Устава муниципального образования “Балтийский городской округ“ предусмотрено,
что окружной совет депутатов состоит из двадцати депутатов, избираемых на муниципальных выборах (п. 1), срок полномочий окружного совета депутатов - 5 лет (п. 2), окружной совет депутатов осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (п. 3); окружной совет депутатов самостоятельно принимает регламент, регулирующий вопросы его организации деятельности, а также порядок принятия решений (п. 4).

Согласно ст. 33 Регламента окружного совета депутатов (в редакции решения окружного совета депутатов от 19 февраля 2008 года N 14) заседания окружного совета депутатов правомочны при наличии более 50 процентов от установленного числа депутатов; в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 41, п. 4 ст. 61 Устава муниципального образования, заседания окружного совета депутатов правомочны при наличии двух третей от установленного числа депутатов.

В соответствии с п. 2 ст. 27, п. 5 ст. 41, п. 4 ст. 61 Устава муниципального образования не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов окружного совета могут быть приняты решения о самороспуске окружного совета депутатов, о принятии нормативного правового акта в ранее принятой редакции после ее отклонения главой местной администрации, о принятии устава муниципального образования и о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Согласно решению территориальной избирательной комиссии Балтийского городского округа N 72 от 7
февраля 2005 года “Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета депутатов Балтийского городского округа“ выборы депутатов Совета депутатов Балтийского городского округа 6 февраля 2005 года по двадцати одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными, установлено, что в Совет депутатов Балтийского городского округа избраны следующие депутаты: Д.И.А., К.И.Б., Г.Г.М., К.И.А., Б.Т.И., Г.Г.П., М.Т.В., М.Г.Н., С.А.Н., Б.Т.В., Д.А.Н., И.Н.И., Ф.Е.П., С.С.А., Б.Р.И., К.Э.И., Г.Ю.И., М.В.А., З.В.Г., К.И.И.

Как видно из материалов дела, заявления о сложении полномочий депутата окружного совета депутатов были поданы председателю окружного совета депутатов 21 октября 2008 года депутатами Г.Ю.И., Б.Р.И., К.И.И., Б.Т.В. в связи с их избранием депутатами в представительные органы местного самоуправления первого созыва вновь образованных Законом Калининградской области N 274 от 3 июля 2008 года муниципальных образований - МО “Балтийское городское поселение“ и МО “Приморское городское поселение“, входящих в состав наделенного статусом муниципального района муниципального образования “Балтийский городской округ“.

Факт прекращения полномочий этих депутатов не оспаривается.

26 мая 2009 года, председателю окружного совета депутатов были поданы заявления о сложении депутатских полномочий депутатами М.В.А., К.И.Б. и З.В.Г.

Решениями окружного совета депутатов Балтийского городского округа N 44 и N 45 от 9 июня 2009 года досрочно прекращены полномочия по собственному желанию депутатов М.В.А. и З.В.Г.

Допрошенный в судебном заседании свидетель М.В.А. заявил о добровольном
сложении им своих полномочий ввиду несогласия с действиями органов местного самоуправления Балтийского муниципального района и пояснил, что участия в работе окружного совета депутатов он не принимает с мая 2009 года. Также подтвердил факт добровольного сложения своих полномочий депутатом З.В.Г., который присутствовал на заседании окружного совета депутатов 26 мая 2009 года и заявил об отсутствии у него намерения осуществлять в дальнейшем депутатскую деятельность.

В заявлении З.В.Г. от 26 мая 2009 года о сложении депутатских полномочий содержатся мотивы принятия им такого решения - несогласие с действиями органов местного самоуправления Балтийского муниципального района.

Факт прекращения полномочий депутатов М.В.А. и З.В.Г. окружным советом депутатов не оспаривается.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что депутатские полномочия М.В.А. и З.В.Г. досрочно прекращены по их собственной воле.

Кроме того, из материалов дела видно, что 19 июня 2009 года депутат Силков А.Н. подал председателю Балтийской территориальной избирательной комиссии заявление о сложении депутатских полномочий.

Такое заявление поступило в окружной совет депутатов в этот же день - 19 июня 2009 года, согласно резолюции председателю окружного совета депутатов заявление подлежит обсуждению на очередном заседании окружного совета депутатов, однако заседание совета не состоялось ввиду отсутствия кворума и до настоящего времени представительный орган муниципального района решения по указанному заявлению не принял.

В судебном заседании допрошенный
в качестве свидетеля С.А.Н. заявил о добровольном написании им заявления о сложении депутатских полномочий, а также о том, что после подачи заявления он не участвовал в заседаниях окружного совета и не намерен в дальнейшем осуществлять депутатскую деятельность в составе окружного совета депутатов, что является его окончательным решением.

Доводы окружного совета депутатов о том, что до принятия решения окружного совета по заявлению С.А.Н. от 19 июня 2009 года полномочия депутата С.А.Н. не прекращены, суд полагает основанными на неправильном толковании закона.

Так, в силу п. 7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года уставом муниципального образования должны определяться, в частности, порядок прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 25 действующего до настоящего времени Устава Балтийского городского округа к полномочиям окружного совета депутатов относится, помимо иных вопросов, принятие Положения о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборных должностных лиц.

Такое Положение окружным советом депутатов до настоящего времени не принято.

Законом также не предусмотрена обязанность представительного органа местного самоуправления по принятию путем голосования решения о прекращении полномочий депутата, уведомившего о сложении своих полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ
представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата, уведомившего о сложении полномочий, не устанавливает никаких правил, обязательных для исполнения на территории муниципального образования, и относится к вопросам организации деятельности представительного органа, в связи с чем не требует голосования депутатов.

Норма о том, что полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с момента принятия на заседании представительного органа местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата ранее содержалась в статье 4 Закона Калининградской области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“.

Однако названный Закон Калининградской области от 10 октября 1995 года ввиду его несоответствия Федеральному закону N 131-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2006 года (ст. 6 Закона Калининградской области N 730 от 7 марта 2006 года “О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области“).

Принимая во внимание приведенные нормы закона, суд считает, что возможное (но не обязательное) решение представительного органа местного самоуправления о прекращении полномочий депутата является техническим оформлением отставки депутата и лишь закрепляет
отставку при наличии наступивших оснований, перечисленных в законе.

По смыслу п.п. 2 п. 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат в своем волеизъявлении прекратить депутатскую деятельность не связан какими-либо условиями, сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия какого-либо решения представительным органом.

Учитывая подачу С.А.Н. заявления о сложении депутатских полномочий и его пояснения в судебном заседании об отсутствии у него желания и намерения продолжать осуществлять депутатскую деятельность в составе окружного совета депутатов, суд полагает депутатские полномочия С.А.Н. прекращенными, иное может означать принуждение к выполнению обязанностей депутата представительного органа местного самоуправления, что недопустимо.

Довод представителей окружного совета депутатов о том, что на названных депутатов было оказано давление, в результате чего и были поданы заявления о сложении полномочий, суд находит необоснованным.

Как видно из материалов дела, заявления о сложении полномочий депутатов поданы ими добровольно, по собственному желанию, депутатская деятельность фактически прекращена, М.В.А. и С.А.Н. подтвердили эти обстоятельства в судебном заседании, четыре депутата уведомили о прекращении своих полномочий вследствие избрания в представительные органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, полномочия депутата З.В.Г. прекращены решением совета депутатов на основании личного заявления депутата, озвученного на заседании окружного совета депутата.

Сам по себе мотив принятия отдельными депутатами решений о сложении депутатских
полномочий (несогласие с действиями и решениями органов местного самоуправления Балтийского муниципального района, неэффективное решение вопросов местного значения и т.п.) не свидетельствует об отсутствии добровольного волеизъявления при подаче уведомлений о сложении полномочий по собственному желанию.

Из материалов следует, что после подачи К.И.Б. заявления от 26 мая 2009 года о сложении депутатских полномочий он представил 28 мая 2009 года председателям окружного совета депутатов и территориальной избирательной комиссии заявление об отзыве заявления от 26 мая 2009 года, написанного, как изложено в заявлении от 28 мая 2009 года, в эмоциональном порыве и без осознания последствий подачи заявления о сложении полномочий.

В дальнейшем К.И.Б. продолжил осуществление депутатской деятельности, участвуя в заседаниях окружного совета депутатов.

В такой ситуации у суда не имеется достаточных оснований считать, что К.И.Б. на момент разрешения дела по собственному желанию прекратил свои полномочия депутата.

Таким образом, 7 из 20 депутатов названного представительного органа местного самоуправления добровольно сложили свои депутатские полномочия (Г.Ю.И., Б.Р.И., К.И.И., Б.Т.В., М.В.А., З.В.Г. и С.А.Н.), в связи с чем в составе окружного совета депутатов осталось 13 депутатов, что составляет менее чем две трети от установленной численности.

Соответственно, численный состав депутатов не позволяет окружному совету депутатов муниципального образования “Балтийский муниципальный район“ осуществлять надлежащим образом деятельность представительного органа местного самоуправления на территории муниципального района, в частности, решать вопросы о принятии устава муниципального района или о внесении изменений и дополнений в действующий устав, принимать нормативные правового акта в случае несогласия с ними главы администрации.

При таких обстоятельствах суд считает требования о признании неправомочным состава окружного совета депутатов Балтийского муниципального района подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление К.А.И., В.А.Ю., К.И.И., Л.А.В. удовлетворить.

Признать неправомочным состав окружного совета депутатов Балтийского муниципального района, сформированный по результатам состоявшихся 6 февраля 2005 года муниципальных выборов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение 10 суток.

Мотивированное решение изготовлено “1“ июля 2009 года.