Решения и определения судов

Решение Кировского областного суда от 29.06.2009 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Кировской области от 04.05.2008 N 130/155 “Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения “Александровский костел“ и режимов использования земель в границах данных зон“. (извлечение)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2009 года

(извлечение)

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи П.

с участием прокурора Ш.Н.

при секретаре К.Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества “О.“ о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Кировской области от 4 мая 2008 года N 130/155 “Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения “Александровский костел“ и режимов использования земель в границах данных зон“,

установил:

постановлением Правительства Кировской области от 4 мая 2008 года N 130/155 утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения “Александровский костел“ и режимы
использования земель в границах зон охраны указанного объекта.

Представитель закрытого акционерного общества “О.“ обратился в суд с заявлением о признании указанного нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В обоснование заявления указано, что по договору аренды от 10 апреля 2007 года земельный участок предоставлен в аренду ЗАО “Р.“ для размещения жилого дома со встроенно-пристроенной подземной стоянкой легкового автотранспорта и встроенными в цокольном этаже офисными помещениями.

Соглашением от 22 октября 2007 года ЗАО “Р.“ уступило право аренды указанного земельного участка новому арендатору - ЗАО “О.“. 1 ноября 2007 года администрацией г. Кирова ЗАО “О.“ выдано разрешение на строительство жилого дома со встроенно-пристроенной подземной стоянкой легкового автотранспорта и встроенными в цокольном этаже офисными помещениями.

В связи с утверждением оспариваемым постановлением Правительства области границ зон охраны объекта, предоставленный ЗАО “О.“ в аренду земельный участок будет располагаться в границах охранной зоны объекта. В силу пункта 1.3 режимов использования земель в границах охранной зоны запрещается строительство, в том числе устройство надземных или подземных гаражей, автостоянок.

Письмом от 8 июля 2008 года администрация муниципального образования “Город Киров“ сообщила об отмене разрешения на строительство здания в связи с принятием оспариваемого постановления Правительства Кировской области.

По причине издания постановления ЗАО “О.“ отказано в государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве на жилой дом, расположенный на данном земельном участке.

Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 13 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года, проект зоны охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной
экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Согласно пункту 16 названного Положения границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, должны быть согласованы с Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

В соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору за соблюдением в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 3 августа 2006 года N 149 “О временном порядке рассмотрения проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, проектов их зон охраны, а также землеустроительной, градостроительной и иной проектной документации, представляемой для согласования в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия“ проект зон охраны объекта культурного наследия согласовывается с Росохранкультурой.

Между тем, государственной историко-культурной экспертизы проект охраны зон не проходил, с Росохранкультурой не согласован, поэтому границы и режимы использования земель оспариваемым постановлением Правительства области утверждены незаконно.

В этой связи представитель ЗАО “О.“ полагает, что оспариваемое постановление Правительства области противоречит федеральному законодательству и нарушает законные права и интересы ЗАО “О.“.

В судебном заседании представитель ЗАО “О.“, действующая на основании доверенности Р., заявленные требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что при принятии оспариваемого постановления Правительства Кировской области нарушен порядок утверждения границ зон охраны и режимов использования земель в границах данных зон, постановление принято без проведения историко-культурной экспертизы и без согласования с Росохранкультурой. В соответствии с заключением государственного унитарного предприятия “Владспецреставрация“, разработавшего проект охранных зон памятника истории и культуры 1903 года “Александровский костел“, новое строительство не окажет негативного влияния на
здание Александровского костела и расположенного в нем органа. Оспариваемое постановление нарушает права ЗАО “О.“, поскольку наложен запрет на строительство в границах зон охраны Александровского костела. Причем, Александровский костел на момент вынесения постановления Правительства не являлся вновь выявленным объектом культурного наследия, границы уже были определены в соответствии с правилами застройки и генеральным планом города. В этой связи постановление противоречит части 5 статьи 63 Федерального закона N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“. Кроме того, оспариваемое постановление противоречит также статье 30, части 2 статьи 32, части 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ.

Представители Правительства Кировской области, действующие на основании доверенностей Г., К.Е.Л., Ш.С. полагают заявление представителя ЗАО “О.“ не подлежащим удовлетворению.

Г. поддержал письменные возражения Правительства Кировской области, суду пояснил, что в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года “Об охране и использовании памятников истории и культуры“ исполнительным комитетом Кировского областного Совета народных депутатов от 28 марта 1983 года принято решение N 6/191 “О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры Кировской области“, которым здание Александровского костела взято под государственную охрану как памятник местного значения.

4 мая 2007 года принят Закон Кировской области N 105-ЗО “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области“.

В соответствии с частью 2 статьи 8 указанного Закона, границы зон охраны объектов культурного наследия и режимы использования земель утверждаются Правительством области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании проекта зон охраны.

Границы зон охраны объекта и режимы использования земель в
границах данных зон утверждены Правительством области по представлению управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области на основании проекта зон охраны объекта, разработанного федеральным государственным унитарным предприятием институт “Спецпроектреставрация“ г. Москвы. Оспариваемое постановление принято Правительством в пределах полномочий в установленном законом области порядке.

Представители Ш.С. и К.Е.Л. поддержали объяснения Г. Ш.С. дополнительно суду пояснил, что альтернативный проект зон охраны объекта культурного наследия Александровский костел на рассмотрение Правительства области не поступал.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Ш.Н., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования подсудны Кировскому областному суду, поскольку оспариваемый правовой акт действует в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, издан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и является нормативным правовым актом.

Публикация постановления Правительства Кировской области от 4 мая 2008 года произведена в газете “Вести“, 13 мая 2008 года, поэтому к моменту рассмотрения оспариваемый нормативный акт вступил в законную силу и подлежит применению.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Кировского областного Совета народных депутатов от 28 марта 1983 года N 6/191 “О постановке на
государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры Кировской области“ утвержден список памятников истории и культуры Кировской области, подлежащих государственной охране, как памятники местного значения. В качестве памятника градостроительства и архитектуры города Кирова в список включен Александровский костел, 1899 - 1903 года постройки, расположенный по ул. Дерендяева, дом 46 г. Кирова.

Научно-производственным центром по охране памятников при департаменте культуры и искусства администрации Кировской области 21 декабря 2000 года на Александровский костел составлен паспорт, согласно которому костел принадлежит департаменту государственной собственности Кировской области. Костел используется департаментом культуры и искусства администрации Кировской области в качестве государственного учреждения культуры “Концертно-выставочный зал органной музыки “Александровский костел“. 21 декабря 2000 года на Александровский костел заведена учетная карточка. Согласно паспорта границы охранной зоны регулирования застройки не установлены.

По договору от 7 июня 2005 года между дирекцией государственного учреждения культуры “Концертно-выставочный зал органной музыки “Александровский костел“ и государственным предприятием институт “Спецпроектреставрация“ г. Москвы разработан проект зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения 1903 года “Александровский костел“ в г. Кирове. Границы охранной зоны, установленные оспариваемым постановлением Правительства области, совпадают с границами охранной зоны объекта культурного наследия, разработанные указанным проектом.

В соответствии пунктом “д“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 15 пункта
2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 названного Федерального закона границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и строительные регламенты в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия и объектов культурного наследия регионального и местного значения утверждаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Кировской области N 105-ЗО от 4 мая 2007 года “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области“ границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Кировской области (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных
зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия Правительством области в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.

Как установлено судом, порядок принятия постановления Правительством Кировской области соблюден: постановление принято на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и представления управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области.

В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 25 октября 2007 года N 111/436 управление является органом исполнительной власти Кировской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области.

Распоряжением управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 3 марта 2008 года N 4 образован Координационно-методический Совет по охране и сохранению объектов культурного наследия. Согласно пункту 16 Положения о Координационно-методическом Совете впредь до утверждения Правительством Российской Федерации положения о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы решения президиума Координационно-методического Совета могут учитываться управлением для обоснования принятия решения, которое отнесено к полномочиям управления в соответствии с Федеральным законом об объектах культурного наследия. Президиум Совета полномочен рассматривать вопросы по проекту зон охраны объектов культурного наследия.

Протоколом N 1 от 21 апреля 2008 года заседания президиума Координационно-методического Совета Правительству Кировской области рекомендовано утвердить проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения “Александровский костел“, разработанный институтом “Спецпроектреставрация“ (г. Москва) в 2005 году. Названный протокол является представлением управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской
области и одним из оснований для принятия Правительством области постановления по вопросу утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия и установления режима использования земель в границах установленных зон.

Таким образом, оспариваемое постановление Правительства области принято в пределах полномочий и с соблюдением установленного федеральным и региональным законодательствами порядка.

Доводы представителя о том, что оспариваемое постановление противоречит пунктам 13 и 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия и распоряжению Федеральной службы по надзору за соблюдением в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 3 августа 2006 года N 149, поскольку нарушен порядок принятия постановления, не основаны на законе.

Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона N 73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 и применяются постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время указанное полномочие Правительством Российской Федерации не реализовано. Действующее постановление Совета министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 не устанавливает
необходимость проведения государственной историко-культурной или иной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия. Согласно пункту 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия согласовываются только проекты зон охраны объекта культурного наследия федерального значения. Кроме того, Положение о зонах охраны объектов культурного наследия было опубликовано в средствах массовой информации после принятия оспариваемого постановления Правительства области и на момент принятия не являлось действующим.

На основании определения Кировского областного суда от 18 августа 2008 года экспертом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия проведена историко-культурная экспертиза. По заключению эксперта от 28 ноября 2008 года зона охраны объекта культурного наследия регионального значения “Александровский костел“ соответствует границам охранной зоны и границам зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 4 мая 2008 года N 130/155 “Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения “Александровский костел“. Установленные границы охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности обеспечивают дальнейшее сохранение объекта культурного наследия.

Довод представителя ЗАО “О.“ о том, что фактически изменены границы землепользований, опровергается текстом оспариваемого постановления, из которого следует, что утверждены границы зон с особыми условиями использования территорий, а не измененные границы земельных участков.

Не состоятелен довод представителя ЗАО “О.“ о противоречии постановления Правительства области части 5 статьи 63 Федерального закона N 73-ФЗ, поскольку надлежащих доказательств установления зоны охраны Александровского костела ранее издания оспариваемого постановления Правительства области суду не представлено.

Доводы о нарушении прав ЗАО “О.“ оспариваемым постановлением, на основании которого отменено разрешение на строительство и отказано в государственной регистрации договоров долевого строительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспаривание действий по отмене разрешения на строительство и об отказе в государственной регистрации договоров не относится к предмету настоящего спора.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято Правительством Кировской области в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке и не противоречит действующему федеральному законодательству.

В этой связи заявление представителя закрытого акционерного общества “О.“ не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление закрытого акционерного общества “О.“ о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Кировской области от 4 мая 2008 года N 130/155 “Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения “Александровский костел“ и режимов использования земель в границах данных зон“ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.