Решения и постановления судов

Решение Кемеровского областного суда от 25.06.2009 N 3-64/09 О признании недействующими постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и 27.11.2008 N 520.

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 25 июня 2009 г. по делу N 3-64/09

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

судьи Кемеровского областного суда Краевой Л.В.,

при секретаре Голубевой О.Г.,

с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 25 июня 2009 г. гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Шахта “Тырганская“ о признании недействующими постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ и постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной
кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“,

установил:

постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ были утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению.

Постановление официально опубликовано без приложения в газете “Кузбасс“ N 233 от 04.12.2008, с указанием, что приложение размещено на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области, на официальном сайте управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ были утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению к настоящему постановлению. Постановление опубликовано без приложения в Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области N 11 часть I за 2008 г., с указанием, что приложение размещено в информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области, на официальном сайте управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет. Затем в 2009 году приложение к указанному постановлению было опубликовано в Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской
области N 3 в части 2 за 2009 год.

ООО “Шахта “Тырганская“, являющаяся собственницей десяти земельных участков, находящихся в г. Прокопьевске в кадастровом квартале N 42:32:0103001, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (далее - УПКСЗ) и размера кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 42:32:0103001: 1982, 42:32:0103001: 1983, 42:32:0103001: 1984, 42:32:0103001: 1985, 42:32:0103001: 1989, ссылаясь на то, что для указанных участков установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в 1947,84 руб./кв. м, соответствующий девятому виду разрешительного пользования для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

По мнению заявителя, вид разрешительного пользования для указанных земельных участков определен как “неправильно“. Указанные участки должны все иметь 13-й вид разрешительного пользования, т.к. они фактически предназначены для разработки полезных ископаемых, несмотря на то, что на них размещены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю. Все эти объекты используются для разработки полезных ископаемых. Основным видом деятельности предприятия является добыча каменного угля открытым способом. Все земельные участки находятся на территории горного отвода. УПКСЗ по
13 виду составляет в оспариваемом распоряжении 1556,57 руб.

УПКЗС для указанных участков определен в нарушение пункта 1.2 Методических указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39.

Управление Роснедвижимости по Кемеровской области отказало 25.02.2009 изменить вид разрешительного пользования с 9 на 13 по пяти участкам.

Утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель, по мнению заявителя, завышены, т.к. при оценке были нарушены положения п. 2.2.6 2.4.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов о рыночной стоимости земельных участков. В подтверждение рыночной стоимости земельных участков заявитель ссылается на результаты оценки независимого оценщика ООО НПФ “Инкомпрайс“.

Для определения стоимости земельных участков 13-го вида разрешительного пользования следовало применить УПКСЗ, в соответствии с подпунктом 1.2.9 Методических указаний (земли промышленности).

Заявитель просит суд признать недействующим постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ в части установления среднего размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (УПКСЗ) в отношении кадастрового квартала 42:32:0103001 для 13-го вида разрешительного пользования в размере 1556,57 руб./кв. м.

По мнению заявителей, при определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным
районам (городским округам) в части установления среднего размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (УПКСЗ) в отношении кадастрового квартала 42:32:0103001 для 13-го вида разрешительного пользования были нарушены положения п. 2.1.3, 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.

Изданные Коллегией Администрации Кемеровской области нормативно-правовые акты нарушают право ООО “Шахта “Тырганская“ уплачивать законно установленные налоги и сборы, предусмотренное ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.

В дополнительном заявлении N 1 от 23 апреля 2009 года (л. д. 2 - 5 т. 2) заявитель просил суд признать недействующими указанные постановления в связи с тем, что были нарушены правила введения в действие и опубликование нормативных правовых актов. Приложения к оспариваемым правовым актам не были опубликованы в официальных источниках опубликования Коллегии Администрации Кемеровской области, которыми являются газета “Кузбасс“ и сборник “Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области“.

В дополнительном заявлении N 2 от 13 мая 2009 года (л. д. 38 - 405 т. 2) заявитель просил суд признать недействующими указанные постановления в связи с тем, что расчет кадастровой стоимости произведен в нарушение п. 2.1.2, 2.2.1, 2.2.7,
2.4.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Утверждение кадастровой стоимости произведено в отсутствие данных о рыночной стоимости указанных участков.

В судебном заседании представители ООО “Шахта “Тырганская“ Байцеров М.В. и Терещенко В.А. заявление поддержали, подвергли критике отчет по определению рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, составленный субподрядчиком ООО “Группа комплексных решений“, ссылаясь на то, что неправильно и не полно был определен состав факторов стоимости земельных участков.

Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области и Губернатора Кемеровской области Сергиенко О.Н. в удовлетворении заявления возражала. Считает, что оспариваемые постановления приняты в пределах полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области. Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов в Кемеровской области утверждены компетентным органом, в пределах полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель.

В компетенцию Коллегии Администрации Кемеровской области не входит производство расчетов кадастровой оценки земель. Постановления были опубликованы в официальных источниках опубликования - в газете “Кузбасс“, а в Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области N 11 ч. 1 за 2008 год было опубликовано постановление N 519 без приложения.

Приложение к постановлению N 519 было официально опубликовано в Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области N 3 часть 1 за 2009 год.

Приложение к постановлению N 520 было размещено
на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области, на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет в связи с большим объемом информации.

Представитель заинтересованного лица Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области Пилипчук Н.С. также возражала против удовлетворения заявления, считает, что кадастровая оценка земель населенных пунктов была проведена компетентной организацией ФКЦ “Земля“ в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное унитарное предприятие “Федеральный кадастровый центр “Земля“ - в судебное заседание не явилось по неизвестной причине, о судебном заседании извещено надлежащим образом.

Заслушав объяснения заинтересованных лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Бесхлебной Г.Н., полагавшей удовлетворить частично заявленные требования, суд приходит к выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их
права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании п. 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Пунктами “в“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон
(части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Ознакомившись с текстом оспариваемых постановлений, суд приходит к выводу, что они приняты в пределах полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области, с соблюдением порядка принятия и введения в действие.

Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.

На основании п. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области “О Коллегии Кемеровской области“ Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.

Согласно ст. 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания.

Суд не согласен с доводами заявителей о нарушении порядка официального порядка опубликования нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 1 и 2 постановления N 218 Коллегии Администрации Кемеровской области “Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительной власти Кемеровской области“ постановления Коллегии Администрации Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным источником опубликования являются областная массовая газета “Кузбасс“ и сборник “Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области“.

Текст постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ опубликован в газете “Кузбасс“ N 223 от 04.12.2008 (л. д. 13 т. 1).

Текст постановления Коллегии Администрации Кемеровской
области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ опубликован в газете “Кузбасс“ N 222 от 03.12.2008 (л. д. 165 т. 2) без приложений, с указаниями, что постановления с приложениями подлежат публикации на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управлении Роснедвижимости Кемеровской области в сети Интернет.

Текст постановления N 519 был опубликован в “Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области“ N 11 за 2008 года (часть 1) и за 2009 года N 3 (часть 1) (л. д. 11 - 112 т. 2).

Указанный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов обусловлен большим объемом информации (приложение к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 состоит из 36 книг, каждая из которых имеет в среднем 220 страниц). Поэтому суд приходит к выводу, что размещение в официальном печатном издании технически и физически затруднительно.

Определением Кемеровского областного суда от 14.12.2009 N 3-64/09 внесены исправления в мотивировочную часть: на л. д. 5 в абзаце 4 вместо ст. 319 указана ст. 396.

Пунктом 14 статьи 319 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. В соответствии с пп. 2 постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Суд не согласен с доводами заявителей о том, что был нарушен порядок опубликования нормативного правового акта по мотиву доведения его до сведения населения публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают принятые акты в ином порядке, т.к. на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управлении Роснедвижимости Кемеровской области в сети Интернет указанные постановления с приложениями были опубликованы (л. д. 168 - 170 т. 2). Возможность ознакомления с указанными актами вместе с приложениями к ним была предоставлена. Порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о государственной кадастровой оценке земельных участков в Кемеровской области не был нарушен.

Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“ (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.

На момент издания постановления N 520 от 27.11.2008 были приняты и действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Указанное постановление в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 42:32:0103001:1982, 42:32:0103001:1983, 42:32:0103001:1984, 42:32:0103001:1985, 42:32:0103001:1989 в составе земель г. Прокопьевска по видам разрешенного использования противоречит п. 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Приложение к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 в этой части следует признать недействующим в этой части со дня вступления решения суда в силу. Суд приходит к выводу, что оспариваемый акт следует признать недействующим со дня вступления решения в силу.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени ...

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Постановление N 520 применяется с 01.01.2009, что не отрицают стороны.

Коллегия Администрации Кемеровской области не представила в суд обоснование по вопросу отнесения указанных участков к 9-му виду разрешенного использования. От вида разрешенного использования зависит определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков. Так для 13-го вида средний УПКСЗ составил 1556,57 руб., а для 9-го вида - 1947,84 руб. (л. д. 244 т. 1).

Положения п. 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов определяют кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.

Согласно пункту 1.2.9 Методических указаний к 9-му виду разрешенного пользования отнесены земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Согласно пункту 1.2.13 Методических указаний к 13-му виду разрешенного пользования отнесены земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

Указанные участки предназначены для разработки полезных ископаемых, на них расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО “Шахта “Тырганская“. Объекты предназначены для разработки полезных ископаемых. На них находятся: железнодорожный тупик N 1 на угольный склад N 2, здание насосной N 2 хозколлектора, железнодорожный тупик N 2 на склад сыпучих материалов, отстойники и сгустители с резервуаром, блок - здание горномонтажного участка и технологического комплекса, здание компрессорной и молоточной и электроподстанция на промышленной площадке, здание электроподстанции механического цеха, здание надшахтное 2-клетьевого ствола, здание надшахтное породоуглеуборочного ствола, машинное здание 2-клетьевого подъема, машинное здание клетьевого и скипового подъемов породоуборочного ствола и т.д., что соответствует 13 виду разрешенного пользования.

Заявители являются собственниками 10 земельных участков, что подтверждается свидетельствами о праве собственности (л. д. 54 - 63 т. 1). Все десять участков до принятия постановления N 520 имели вид разрешенного использования для ведения горных работ. Участки расположены на горном отводе и предназначены для разработки полезных ископаемых, что подтверждено кадастровыми планами земельных участков, согласно выписке из государственного земельного кадастра на июнь 2006 года (л. д. 28 - 47 т. 1), свидетельствами о государственной регистрации (л. 64 - 94) планом поверхности земельного отвода (л. д. 228 т. 2).

В остальной части требования заявителей удовлетворению не подлежат.

Суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением административных процедур государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая оценка земель, принадлежащих заявителю, произведена правильно и не противоречит федеральному закону, Земельному кодексу РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Суд не установил иных оснований для признания оспариваемых актов противоречащими закону и недействующими. Остальные требования заявителей сводятся по своей сущности к оспариванию правильности расчетов кадастровой оценки земель, принадлежащих заявителю.

Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-Р “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году“ во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации “О государственной кадастровой оценке земель“ было принято решение о кадастровой оценке земель населенных пунктов в Кемеровской области, была создана областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (л. д. 180 т. 2). На конкурсной основе был определен исполнитель работ ФГУП “ФКЦ “Земля“ (л. д. 25 т. 2).

С “ФКЦ “Земля“ был заключен государственный контракт (л. д. 11 - 14 т. 2), привлекавший к участию субподрядчиков для рыночной оценки земель.

Результаты кадастровой оценки земель были проверены и утверждены.

В муниципальном образовании в г. Прокопьевске утверждался состав факторов стоимости земельных участков. Утверждался перечень организаций-источников информации для сбора исходной информации о значениях факторов стоимости (л. д. 205 т. 2).

14 августа 2008 года областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель согласовала результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов по согласованным межведомственными комиссиями муниципальных образований по г. Прокопьевску и Полысаеву и направила результаты кадастровой оценки земель всех населенных пунктов Кемеровской области на экспертизу в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость, г. Москва) (л. д. 239 - 240 т. 1).

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости рассмотрело 24.11.2008 отчет об определении кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, представленный Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, признало, что отчет соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель (л. д. 241 т. 1).

После получения сведений о кадастровой оценке земель и акта проверки Управление Роснедвижимости по Кемеровской области представило Коллегии Администрации Кемеровской области сведения о кадастровой стоимости земельных участков на утверждение в виде проекта постановления Коллегии Администрации Кемеровской области, после чего результаты были утверждены указанными выше постановлениями.

В подтверждение правильности расчетов кадастровой стоимости земельных участков суду был представлен отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на бумажном носителе (л. д. 41 - 96 т. 2) и электронном носителе, приобщенном к материалам дела.

Проанализировав указанный отчет, суд приходит к выводу, что при его составлении не было допущено нарушений пунктов 2.1.2, 2.2.1, 2.2.7, 2.4.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

К отчету приложены расчеты кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования. Был определен состав факторов стоимости земельных участков (л. д. 214 - 218 т. 2).

Была произведена группировка земельных участков. Город Прокопьевск вошел в группу 3.2. Для этой группы был определен фактор стоимости, в наибольшей степени влияющий на стоимость земельных участков в данной группе. В состав факторов были включены: расстояние до ближайшего ж/д вокзала, до остановок общественного транспорта, до объектов промышленного центра, численность населенных пунктов и т.д., что подтверждено приложением N 4 к отчету (л. д. 54 и л. д. 209 т. 2). Был произведен сбор рыночной информации объектов аналогов.

Была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости на основе построения статистической модели, в порядке, определенном п. 2.2.1 Методических рекомендаций, с учетом рыночной стоимости объектов аналогов, ввиду недостаточности информации о рыночной стоимости земельных участков 9-го вида землепользования, что подтверждено отчетом о рыночной стоимости (л. д. 183 - 192 т. 2).

Для группы земельных участков по г. Прокопьевску была построена статистическая модель расчета кадастровой ст“имости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели, которая удовлетворяет допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида. Расчет имеется в отчете.

Статистически значимая модель была определена оценщиком, и подвергать ее сомнению у суда нет оснований.

Суд не согласен с доводами заявителей, что кадастровая стоимость земельных участков не должна превышать рыночную стоимость этих участков.

Статья 66 Земельного кодекса РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость.

Суд не может принять во внимание рыночную стоимость земельных участков, содержащуюся в отчете ООО НПФ “Инком Прайс“ (л. д. 148 - 206 т. 1), поскольку рыночная стоимость была определена на 18 июля 2008 года для определения начальной цены конкурсной массы при проведении торгов, а не была определена на дату проведения кадастровой оценки в 2007 г.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ каких-либо отчетов о рыночной оценке земель и возможность внесения таких сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Определением Кемеровского областного суда от 14.12.2009 N 3-64/09 внесены исправления в мотивировочную часть: на л. д. 10 в абзаце 4 вместо ст. 33.19 указана ст. 333.19.

Требования заявителей удовлетворены частично, поэтому в соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 33.19 ПК РФ с Коллегии Администрации Кемеровской области в пользу ООО “Шахта “Тырганская“ следует взыскать государственную пошлину 1000 рублей, в федеральный бюджет - 1000 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда в части удовлетворенных требований после вступления в силу подлежит публикации в газете “Кузбасс“ и в “Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области“.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью “Шахта “Тырганская“ удовлетворить частично.

Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу приложение N 1 к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 42:32:0103001: 1982, 42:32:0103001: 1983, 42:32:0103001: 1984, 42:32:0103001: 1985, 42:32:0103001: 1989, расположенных в г. Прокопьевске, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью “Шахта “Тырганская“.

В удовлетворении требований о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ в части утверждения средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 42:32:0103001:1982, 42:32:0103001:1983, 42:32:0103001:1984, 42:32:0103001:1985, 42:32:0103001:1986, 42:32:0103001:1987, 42:32:0103001:1988, 42:32:0103001:1989, 42:32:0103001:1990, 42:32:0103001:1991, расположенных в г. Прокопьевске, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью “Шахта “Тырганская“ - отказать.

Решение суда после вступления в силу подлежит публикации в газете “Кузбасс“ и в “Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области“.

Взыскать с Коллегии Администрации Кемеровской области госпошлину: в пользу ООО “Шахта “Тырганская“ в размере 1000 рублей, в федеральный бюджет - 1000 рублей.

Решение суда после вступления в силу в части удовлетворения требований подлежит публикации в газете “Кузбасс“ и в “Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 01 июля 2009.

Решение вступило в законную силу 23 сентября 2009 года.

Судья

Кемеровского областного суда

Л.В.КРАЕВА