Решения и определения судов

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19.05.2009 по делу N 2-873/09 О признании недействующими пункта 1.2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городского округа “Ухта“, утвержденного решением Совета МО городского округа “Ухта“ от 26.06.2006 N 20 в части слов “в исключительных случаях граждан, работающих или проходящих службу в подразделениях противопожарной службы и охраны общественного порядка“.

УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 мая 2009 г. по делу N 2-873/09

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,

при секретаре Зельдер В.И.,

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Совета МО городского округа “Ухта“ от 26.06.2006 имеет номер 20, а не 2.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 19 мая 2009 года гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим норм Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городского округа “Ухта“, утвержденного решением Совета МОГО “Ухта“ от 26.06.2006 N 2,

установил:

Прокурор города
Ухты обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим абзаца 3 пункта 1.2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городского округа “Ухта“, утвержденного решением Совета МОГО “Ухта“ от 26.06.2006 N 2. В обоснование требований указал, что в соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления, и определяющее значение для предоставления служебных жилых помещений имеет характер трудовых отношений либо особенности прохождения службы. В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются нуждающимся в них малоимущим гражданам, а также другим, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. В соответствии со ст. 30 Закона РФ “О милиции“ сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п. 2 Типового Положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде
переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897, служебный жилищный фонд для сотрудников и работников органов внутренних дел формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти. Таким образом органы местного самоуправления обязаны обеспечивать сотрудников милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями по договорам социального найма, а не служебными жилыми помещениями. В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 7, 19 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления и их должностные лица принимают правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ.

В судебном заседании прокурор Сергеева Е.Е. на требованиях настаивала, дополнительно пояснила, что в силу закона правовой статус сотрудников милиции распространяется на сотрудников органов противопожарной службы.

Представитель Совета МОГО “Ухта“ по доверенности Шеромова К.С. требования не признала, представила возражения, из которых следует, что на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению жилыми помещениями сотрудников милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сотрудников органов противопожарной службы, как имеющих правовой статус сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем оспариваемая норма соответствует действующему законодательству.

Представитель заинтересованного лица администрации МОГО “Ухта“ по доверенности Белонин П.В. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом. В предыдущих заседаниях с требованиями прокурора не согласен, пояснил, что на основании оспариваемой нормы администрацией МОГО
“Ухта“ были предоставлены служебные жилые помещения сотрудникам милиции, чьи права могут быть нарушены, полагал, что органы местного самоуправления не ограничены в решении вопросов о предоставлении служебных жилых помещений.

Представитель заинтересованного лица УВД по г. Ухте по доверенности Романко О.Г. с требованиями прокурора не согласна, полагала, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел, иной возможности обеспечить сотрудников жилыми помещениями нет.

Привлеченные в качестве третьих лиц Коркушко С.Н., Емельянов Н.Н. в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании Коркушко С.Н. пояснил, что был переведен в УВД по г. Ухте для прохождения службы, жилого помещения не имеет, признание оспариваемых норм незаконными с момента принятия может нарушить его права на жилище.

Представители заинтересованных лиц начальник отдела государственного пожарного надзора гор. Ухты УГПН ГУ МЧС РФ по РК Сурнин О.В., начальник Второго отряда УФПС по РК Соболев О.В. пояснили, что служебное жилье сотрудникам противопожарной службы не предоставлялось, хотя по характеру службы оно предусмотрено.

Выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Решением Совета МОГО “Ухта“ от 26.06.2006 N 20 утверждено Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда, п. 1.2, абзац 4 которого предусмотрено, что в исключительных случаях служебные жилые помещения предоставляются и предназначены для временного проживания в исключительных случаях граждан, проходящих службу в подразделениях противопожарной службы и охраны общественного порядка. Положение опубликовано в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО “Ухта“ N 21(539) от 08.07.2006.

В соответствии со ст. 104 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления определяют категории граждан, которым предоставляются служебные жилые
помещения в муниципальном жилищном фонде. Согласно п. 30 ч. 2 ст. 30 Устава МОГО “Ухта“ определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда относится к полномочиям Совета МОГО “Ухта“. Таким образом Совет МОГО “Ухта“, приняв оспариваемый правовой акт, не вышел за пределы своих полномочий.

Однако установление категорий граждан, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, не может быть осуществлено произвольно, без учета действующего законодательства. Так, из содержания ст. 93 Жилищного кодекса РФ следует, что определяющее значение для предоставления служебных жилых помещений имеет характер трудовых отношений с соответствующей организацией либо особенности прохождения службы. Указаний на такие ограничения в оспариваемой норме нет.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. Также в силу указанной нормы Закона содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, и вопросы обеспечения жильем граждан, проходящих службу в подразделениях противопожарной службы и охраны общественного порядка, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления. Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 июля 2004 года N 303-О по жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“. Однако
отсутствие в оспариваемой правовой норме указаний на то, что в таком порядке обеспечиваются служебными жилыми помещениями граждане, обеспечивающие охрану общественного порядка и пожарную безопасность на территории МОГО “Ухта“ нельзя признать законным.

Также в связи с наличием у сотрудников милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, права, предусмотренного ст. 30 Закона РФ “О милиции“, на предоставление соответствующими органами местного самоуправления в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным нормам, обеспечение их жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возможно только с их согласия. Отсутствие такого указания в оспариваемой правовой норме также не соответствует требованиям закона.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что содержание оспариваемой нормы не является определенным, вызывает неоднозначное толкование, в связи с чем сама оспариваемая норма является противоречащей федеральному законодательству и должна быть признана недействующей.

Оспариваемая норма не соответствует закону и по порядку ее принятия. В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Согласно ч. 1, ч. 7 ст. 28 Устава МОГО “Ухта“ заседание Совета МОГО “Ухта“ правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов, то есть не менее 17 депутатов. Как следует из протокола 33-го заседания второго созыва Совета МОГО “Ухта“ от 26.06.2006, в котором было принято Решение N 20 от 26.06.2006, в
заседании участвовали 16 депутатов, то есть менее необходимого для признания заседания правомочным числа.

Было установлено также, что на основании оспариваемой нормы были предоставлены служебные жилые помещения сотрудникам УВД г. Ухты Коркушко С.Н. и Емельянову Н.Н. В связи с этим с целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащих федеральному законодательству норм, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора города Ухты удовлетворить частично.

Признать не соответствующими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 1.2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городского округа “Ухта“, утвержденного решением Совета МОГО “Ухта“ от 26.06.2006 N 2 в части слов “в исключительных случаях граждан, работающих или проходящих службу в подразделениях противопожарной службы и охраны общественного порядка“.

Сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу опубликовать в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО “Ухта“ “Город“.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения мотивированного решения, то есть с 25 мая 2009 года.

Судья

Е.Г.БЕРНИКОВА