Постановление президиума Московского городского суда от 03.04.2009 по делу N 44у-103/09 Приговор по делу о грабеже изменен: назначенное осужденному по п. п. “а“, “г“ ч. 2 ст. 161 УК РФ дополнительное наказание в виде штрафа снижено, так как назначенная сумма штрафа противоречит санкции ч. 2 ст. 161 УК РФ, согласно которой размер штрафа установлен до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2009 г. по делу N 44у-103/09
Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего Егоровой О.А.,
членов президиума Дмитриева А.Н., Агафоновой Г.А., Васильевой Н.А., Курциньш С.Э.,
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Р. на приговор Дорогомиловского районного суда гор. Москвы от 12 мая 2008 года, которым
Р., ранее не судимый,
осужден за совершение преступления, предусмотренного п. п. “а“, “г“ ч. 2 ст. 161 УК РФ, к трем годам шести месяцам лишения свободы, со штрафом в доход государства в размере 20 000 руб., с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислен с 28 января 2008 года.
Приговором разрешен гражданский иск.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
В надзорной жалобе осужденный Р. выражает свое несогласие с приговором, ставит вопрос о его отмене, так как считает, что его действия неправильно квалифицированы по ч. 2 ст. 161 УК РФ. При этом излагается толкование квалифицирующих признаков ст. 161 УК РФ - группой лиц по предварительному сговору и с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, - которые, по мнению осужденного, не доказаны по настоящему делу.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., мнение первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В., полагавшего необходимым снизить назначенное осужденному дополнительное наказание в виде штрафа до 5 000 руб., президиум
установил:
Р. признан виновным в совершении открытого хищения имущества, принадлежащего потерпевшему Х., группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.
Обстоятельства совершенного преступления изложены в приговоре.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, президиум приходит к выводу, что приговор подлежит изменению по следующему основанию.
Вывод суда о виновности Р. в совершении вышеуказанного преступления соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Все необходимые требования уголовно-процессуального закона, строгое соблюдение которых обеспечивает правильное и объективное рассмотрение дела, судом первой инстанции были выполнены.
В ходе судебного разбирательства всесторонне и полно исследованы все доказательства, имеющие значение для установления обстоятельств, при которых Р. совершил противоправные действия, выразившиеся в открытом хищении чужого имущества.
Вина Р. в совершении преступления, за которое он осужден, в полной мере подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре, - показаниями потерпевшего Х., свидетелей П., К. и С., рапортами сотрудников милиции, заявлением потерпевшего, протоколами изъятия, проверки показаний на месте, медицинской справкой, заключением судебно-медицинской экспертизы.
Проанализировав собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку, суд правильно квалифицировал действия осужденного по п. п. “а“, “г“ ч. 2 ст. 161 УК РФ. Оснований для иной юридической оценки, как об этом ставится вопрос в надзорной жалобе, не имеется.
При этом, суд первой инстанции верно исходил из того, что целенаправленный и согласованный характер действий соучастников преступления безусловно свидетельствует о наличии у них предварительного сговора на совершение грабежа.
Применение насилия в ходе хищения принадлежащего потерпевшему имущества бесспорно подтверждается как показаниями потерпевшего Х. и вышеуказанных свидетелей, так и доказательствами объективного характера - справкой из поликлиники, заключением судебно-медицинской экспертизы.
При назначении основного наказания суд обоснованно принял во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства преступления и данные о личности Р. Оснований считать назначенное наказание в виде трех лет шести месяцев лишения свободы несправедливым вследствие чрезмерной суровости не имеется.
Вместе с тем, приговор в отношении Р. подлежит изменению по следующему основанию.
Как видно из описательно-мотивировочной части приговора, принимая во внимание характер содеянного Р., суд посчитал необходимым назначить ему дополнительное наказание в виде штрафа, при определении размера которого судом учтено наличие смягчающих наказание обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств.
Согласно санкции ч. 2 ст. 161 УК РФ, размер штрафа установлен до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.
Однако суд первой инстанции назначил Р. штраф в размере 20 000 рублей, что противоречит требованиям вышеуказанной нормы уголовного закона.
Таким образом, при назначении дополнительного наказания суд неправильно применили уголовный закон, вследствие чего приговор подлежит изменению, а назначенное осужденному дополнительное наказание - приведению в соответствие с нормами УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 407 и 408 УПК РФ, президиум
постановил:
в удовлетворении надзорной жалобы осужденного Р. отказать.
Приговор Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 12 мая 2008 года в отношении Р. изменить:
- снизить назначенное Р. по п. п. “а“, “г“ ч. 2 ст. 161 УК РФ дополнительное наказание в виде штрафа до 5 000 рублей.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Председательствующий
О.А.ЕГОРОВА