Решение Московского городского суда от 02.04.2009 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений постановления правительства Москвы от 10.12.2008 N 1112-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год“.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУДИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2009 года
Московский городской суд в составе:
председательствующего федерального судьи Назаровой А.М.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 10.12.2008 N 1112-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год“,
установил:
10 декабря 2008 г. Правительством г. Москвы было принято постановление N 1112-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год“ (далее - Постановление), опубликованное в газете “Тверская, 13“, N 150, 16.12.2008 и в “Вестнике Мэра и Правительства Москвы“, N 71, 19.12.2008.
Пунктами 1.3 и 1.4 указанного Постановления были утверждены цены на услуги холодного водоснабжения и водоотведения согласно Приложению 4 и горячего водоснабжения и водоотведения согласно Приложению 5 для расчетов с населением при отсутствии приборов учета воды.
К. обратился в Московский городской суд с заявлением об оспаривании вышеприведенной части Постановления Правительства г. Москвы, ссылаясь на то, что данные нормы противоречат федеральному законодательству, приняты не уполномоченным на то органом, а также нарушают права Заявителя и создают угрозу исполнения им обязательств, предусмотренных законом по оплате коммунальных услуг, рассчитанных с нарушением законодательства.
В судебном заседании К. поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) С. просила отказать в удовлетворении заявления, считая приведенные в нем доводы необоснованными, а оспариваемые положения, - принятыми в пределах компетенции Правительства г. Москвы и в соответствии с нормами федерального законодательства.
Выслушав объяснения К., представителя Правительства Москвы (по доверенности) С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшего заявленные требования необоснованными, суд приходит к выводу о том, что заявление гражданина К. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый акт регулирует отношения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу п. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации относящиеся к сфере жилищного законодательства.
В соответствии с п. “к“ части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Плата за коммунальные услуги, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с положениями статей 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ) установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Из положений п. 1 ч. 2 ст. 4 вышеназванного Закона следует, что федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.
Согласно ст. 6 данного Закона в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга регулирование тарифов и надбавок не отнесено к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, полномочия, в том числе осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей и установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“ следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, федеральное законодательство установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относит к числу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает постановления и распоряжения.
Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы (ст. 44 Закона города Москвы “Устав города Москвы“).
В соответствии с Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 “О Правительстве Москвы“ Правительство Москвы является высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы (статья 1).
В пределах своих полномочий Правительство Москвы устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) и организует осуществление контроля за их применением (пункт 11 статьи 11); издает правовые акты, имеющие нормативный характер, в форме постановлений (статья 19).
В оспариваемом нормативном правовом акте Правительством Москвы утверждены ставки, цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения.
В соответствии с п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 03.10.2006 N 769-ПП “О регулировании цен (тарифов) в отраслях города Москвы“ цены (тарифы) на жилищные и коммунальные услуги, а также иные подлежащие регулированию услуги для населения, рассмотренные и одобренные Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Региональной энергетической комиссией города Москвы, подлежат утверждению постановлением Правительства Москвы.
Изложенное свидетельствует, что оспариваемое постановление принято Правительством Москвы в пределах предоставленных ему полномочий.
Ссылка заявителя на положения ч. ч. 1 и 5 ст. 18 Закона города Москвы от 11.03.1998 г. N 6 “Основы жилищной политики города Москвы“ (в ред. Законов г. Москвы от 12.05.1999 N 23-52, от 10.07.2002 N 40, от 03.12.2003 N 73, от 16.02.2005 N 8, с изм., внесенными Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29), согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг должны утверждаться Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы, суд находит несостоятельными. Данный Закон города Москвы действует в редакции от 14 июня 2006 г. и в указанной заявителем части не соответствует изложенным выше положениям нормативных актов, принятых позднее, а также имеющим большую юридическую силу, которым, как указывалось выше, оспариваемое постановление Правительства Москвы не противоречит.
В соответствии с ч. 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, а также иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления К. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 10.12.2008 N 1112-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год“ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
НАЗАРОВА А.М.