Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 30.03.2009 N 346-2009 Действия объединенной жилищной комиссии штаба признаны неправомерными, поскольку при распределении жилых помещений была нарушена норма ст. 57 ЖК РФ - распределение в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУДИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2009 г. по делу N 346-2009
Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего майора юстиции Богдашова Д.А., при секретаре Борсук М.А., с участием заявителя, его представителя Г., представителей командира войсковой части 00000 и объединенной жилищной комиссии штаба, управления 00 армии и 00 ОУС (далее объединенная жилищная комиссия) подполковника юстиции П. и майора юстиции Ж. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 старшего прапорщика У. об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и объединенной жилищной комиссии, связанных с распределением жилья,
установил:
У. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать неправомерными действия командира войсковой части 00000 и объединенной жилищной комиссии, связанные с распределением жилья в доме N 28/1-жд-1, расположенном на территории Военного городка N 1 города Новосибирска.
Кроме того, заявитель просит обязать названное должностное лицо и объединенную жилищную комиссию принять новое решение о распределении жилых помещений с учетом его права на получение такового в порядке очередности.
В обоснование своего заявления У. и его представитель пояснили, что заявитель 23 декабря 1993 года признан нуждающимся в получении жилого помещения и до настоящего времени находится в общем списке нуждающихся в получении жилья под N 12 (состав семьи 5 человек). Как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС состоял в льготной (первоочередной) очереди под N 2.
11 декабря 2008 года при распределении объединенной жилищной комиссией 23 квартир во вновь построенном жилом доме ему жилое помещение распределено не было, вопрос о предоставлении ему жилья не рассматривался, на комиссию У. не приглашался. При этом решением комиссии распределены жилые помещения военнослужащим, которые состоят в списке нуждающихся в получении жилья (признаны таковыми), после него.
Кроме этого, представитель Г. указал, что на основании протокола заседания объединенной жилищной комиссии N 9 от 11 декабря 2008 года составлены списки распределения жилых помещений, подписанные председателем этой же комиссии и командиром войсковой части 00000, которые в настоящее время направлены на утверждение командующему войсками Сибирского военного округа, и которые в последующем, будут являться основанием для заселения жилых помещений.
При таких обстоятельствах, по мнению заявителя, его право на распределение ему жилого помещения нарушено, поскольку учитывая состав его семьи и распределение жилья в порядке очередности, он мог претендовать на получение жилого помещения.
В своих письменных возражениях на заявление У. представитель П. требования заявителя не признал, и со ссылками на Федеральный закон “О статусе военнослужащих“, приказ Министра обороны РФ N 80 - 2000 года, в удовлетворении его заявления просил отказать. Также представители указали, что заявитель право на внеочередное получение жилого помещения не имеет, состав его семьи составляет 4 человека, в связи с чем, очередь до У. не дошла, а кроме того, в настоящее время протокол заседания объединенной жилищной комиссии не утвержден, а следовательно, отсутствует нарушение прав заявителя со стороны командира войсковой части 00000.
Выслушав объяснения заявителя, его представителя, представителей должностного лица, чьи действия обжалуются, и, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно решению Новосибирского гарнизонного военного суда от 18 октября 2000 года (вступившему в законную силу), справки войсковой части 00000 от 15 октября 2002 года N 92 ж/к, списка очередников на получение жилых помещений на 01 января 2009 года по штабу 00 армии, а также справки Новосибирской КЭЧ N 1398 от 30 марта 2009 года, У., 23 декабря 1993 года признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на соответствующий учет. Данное обстоятельство также не оспаривалось сторонами.
Из общего списка очередников на получение жилых помещений по штабу 00 армии на 01 января 2009 года усматривается, что заявитель, состоит в нем под номером 12, имеет 4 членов семьи (состав семьи 5 человек), принят на учет 23 декабря 1993 года.
В соответствии с протоколом заседания объединенной жилищной комиссии N 9 от 11 декабря 2008 года и составленным на его основании списком распределения жилых помещений во вновь построенном 160-квартирном доме (шифр 28/1-жд-1) по войсковой части 00000, подписанным командиром названной части, У. жилое помещение не распределено. Также из представленных доказательств следует, что заявитель на заседание жилищной комиссии не приглашался, а вопрос о распределении ему жилого помещения не рассматривался.
При этом распределено 5 однокомнатных квартир площадью 39,68 кв. м., 8 двухкомнатных квартир площадью 58,59 кв. м., 5 трехкомнатных квартир площадью 77,55 кв. м. и 5 трехкомнатных квартир площадью 78,09 кв. м.
В силу ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Пунктом 37 Инструкции “О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ“, утвержденной приказом МО РФ N 80 от 15 февраля 2000 года (далее Инструкция) также установлено, что распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшения жилищных условий).
На основании ст. 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных выше, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, но не более чем на 9 квадратных метров в общей сложности.
Таким образом, У., с учетом членов его семьи подлежало распределению жилое помещение общей площадью не более: 18 (норма предоставления) x 5 (члены семьи) + 9 (максимальное превышение размера общей площади жилого помещения) = 99 квадратных метров.
При таких обстоятельствах заявителю, помимо трехкомнатной квартиры, могли быть предоставлены одна однокомнатная (39,68 кв. м.) и одна двухкомнатная (58,59 кв. м.) квартиры, общая площадь которых составляет 98,27 кв. м., что не превышает максимально допустимый законодательством размер общей площади жилого помещения. В судебном заседании заявитель выразил согласие на обеспечение его жилым помещением любым из рассматриваемых вариантов.
Вместе с тем, из ранее упоминавшегося протокола заседания объединенной жилищной комиссии и списка распределения жилых помещений видно, что одна однокомнатная и пять двухкомнатных квартир распределены военнослужащим по общему списку нуждающихся (У., Г., Р., А. и др.), которые приняты на учет позже заявителя и состоят в соответствующей очереди после У..
Кроме этого, в судебном заседании исследован список военнослужащих имеющих право на внеочередное получение жилья (трехкомнатных квартир) по состоянию на 01 декабря 2008 года, состоящий из 12 человек.
Представитель П. пояснил, что в названный список включены военнослужащие, увольняемые с военной службы по льготным основаниям и которые, в силу п. 12 Инструкции имеют право на получение жилья вне очереди.
Однако из пояснений представителя должностного лица также достоверно установлено, что ряд военнослужащих, состоящих в списке внеочередников, в период 2004 - 2005 года лишь изъявили желание быть уволенными с военной службы, отразив его в своих рапортах, также исследованных в суде.
При этом до настоящего времени никакого решения по ним не принято, действий, направленных на представление военнослужащих к увольнению и соответствующих документов, предусмотренных ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и приказом Министра обороны РФ N 350 от 30 сентября 2002 года “Об организации прохождения военной службы...“ не оформлялось, представления к увольнению с военной службы в адрес соответствующего кадрового органа не направлялись (Г., К., Б.).
Более того, эти же военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях и в распоряжении соответствующих воинских должностных лиц не состоят.
Таким образом, суд приходит к выводу, что некоторые военнослужащие, включенные в список внеочередников, увольняемыми с военной службы не являются и по смыслу п. 12 Инструкции правом на получение жилого помещения вне очереди не обладают.
Вместе с тем, таковым, принятым на учет позже заявителя и состоящим в соответствующей очереди после него, объединенной жилищной комиссией распределены как однокомнатные и двухкомнатные, так и трехкомнатные квартиры.
Также из приказа командующего 00 ОА N 55 от 28 февраля 2008 года “О назначении объединенной жилищной комиссии...“ усматривается, что таковая состоит из семи человек.
Из протокола заседания объединенной жилищной комиссии N 9 от 11 декабря 2008 года видно, что заседание проведено с участием четырех членов комиссии.
В соответствии с приложением N 2 к Инструкции на заседаниях жилищной комиссии должно присутствовать не менее двух третей ее членов, что не соблюдено объединенной жилищной комиссией на заседании 11 декабря 2008 года и в свою очередь, свидетельствует о незаконности принятого ей решения.
Анализируя изложенное, суд приходит к убеждению, что при распределении объединенной жилищной комиссией 23 квартир во вновь построенном жилом доме и составлении списка распределения жилья было нарушено законное право У., состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, на обеспечение таковым, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.
Кроме этого, не может суд признать легитимным и сам протокол N 9, принятый по итогам заседания объединенной жилищной комиссии 11 декабря 2008 года.
Рассматривая довод представителей касающейся количества членов семьи заявителя, суд исходит из следующего.
Свидетельством 1-ЕТ N 615980 от 03 апреля 2002 года подтверждается факт смерти У., являвшейся супругой заявителя и состоявшей на учете нуждающихся в получении жилья в качестве члена его семьи.
Из свидетельства о заключении брака 1-ЕТ N 673491 от 07 апреля 2006 года следует, что заявителем заключен брак с гражданкой П. (У.).
Справкой Новосибирской КЭЧ N 1330 от 27 марта и N 1398 от 30 марта 2009 года подтверждается, что У. состоит в базе данных компьютерного учета на получение жилой площади в категории “Бесквартирный“, а состав его семьи 5 человек. Также из справки видно, что заявителем представлены необходимые документы на У.
Общим списком очередников на получение жилых помещений по штабу 00 армии на 01 января 2009 года также подтверждается, что состав семьи заявителя 5 человек.
Представитель должностного лица в суде указал, что объединенная жилищная комиссия обладала информацией о смерти супруги заявителя У., однако до настоящего времени она с соответствующего учета комиссией не исключена.
Следовательно, состав семьи заявителя составляет 5 человек, а приведенные обстоятельства подлежали рассмотрению на заседании объединенной жилищной комиссии при распределении жилых помещений, с участием У., поскольку таковые влияют на размер выделяемого жилого помещения.
Что же касается довода представителей должностного лица о том, что в настоящее время протокол заседания объединенной жилищной комиссии не утвержден, а, следовательно, отсутствует нарушение прав заявителя со стороны командира войсковой части 00000, то суд отвергая его исходит из следующего.
На основании ст. 37 Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшения жилищных условий).
Распределение жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах оформляется гарнизонной жилищной комиссией списком распределения жилых помещений во вновь построенных жилых домах на основании списков распределения жилых помещений по воинской части.
Список подписывается председателем гарнизонной жилищной комиссии, начальником КЭЧ района, начальником гарнизона, согласовывается начальником КЭУ округа и за два месяца до ввода в эксплуатацию указанных жилых домов представляется на утверждение, в том числе соответствующему командующему войсками военного округа.
Утвержденные списки распределения жилых помещений являются основанием для заселения жилых помещений.
Исходя из смысла приведенных норм, а также учитывая назначение жилищной комиссии, именуемой объединенной, суд приходит к убеждению, что данный коллегиальный орган правомочен распределять жилые помещения во вновь построенных жилых домах между военнослужащими различных воинских частей, относящихся к ее компетенции.
Следовательно, к ведению названного органа отнесена и обязанность оформления единого списка распределения жилых помещений во вновь построенном жилом доме.
При этом только лишь утвержденные списки распределения жилья являются основанием для заселения жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что список распределения жилых помещений во вновь построенном 160-квартирном доме (шифр 28/1-жд-1) по войсковой части 00000 (далее Список), составленный объединенной жилищной комиссией в соответствии с протоколом N 9 от 11 декабря 2008 года заседания этой же комиссии (далее Протокол), в настоящее время подписан председателем названной комиссии, командиром войсковой части 00000, согласован с начальником Новосибирской КЭЧ и начальником Новосибирского гарнизона.
При таких обстоятельствах действия командира войсковой части 00000, учитывая тождественность содержащихся данных, как в Списке, так и в Протоколе, идентичность распределения жилья между военнослужащими и очередность его получения, подписание Списка названным должностным лицом и председателем жилищной комиссии, а кроме того, дальнейшее его направление на согласование другим должностным лицам, суд расценивает как согласие с Протоколом и фактическое его утверждение командиром войсковой части 00000.
Приходя к такому выводу, суд также учитывает справку Новосибирской КЭЧ N 1324 от 27 марта 2009 года, согласно которой в настоящее время отпечатан сводный список распределения жилых помещений и направлен на согласование командующему 00 ОА для дальнейшего утверждения командующим войсками Сибирского военного округа.
Что же касается действий командира войсковой части 00000, который в течение четырех месяцев непосредственно не подписал Протокол, однако одновременно подписал и направил на согласование Список, составленный на его основании, то суд расценивает их как нарушение установленного порядка руководства деятельностью жилищной комиссией и повод для соответствующей реакции суда в порядке ст. 226 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд признает действия объединенной жилищной комиссии штаба, управления 00 армии и 00 ОУС, связанные с распределением жилых помещений (протокол заседания объединенной жилищной комиссии N 9 от 11 декабря 2008 года, список распределения жилых помещений во вновь построенном 160-квартирном доме - шифр 28/1-жд-1 по войсковой части 00000), а также действия командира войсковой части 00000, связанные с утверждением данного Протокола и Списков, незаконными, а поэтому считает необходимым требования У. - удовлетворить.
Также суд считает необходимым, возложить на объединенную жилищную комиссию и названное должностное лицо обязанность отменить упомянутый Протокол и Списки, назначив новое заседание объединенной жилищной комиссии, на котором рассмотреть вопрос о распределении заявителю жилого помещения, в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает необходимым судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины, уплаченной заявителем, возложить на сторону должностного лица.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
заявление У. - признать обоснованным.
Признать неправомерным действия объединенной жилищной комиссии штаба, управления 00 армии и 00 ОУС, связанные с распределением жилых помещений (протокол заседания объединенной жилищной комиссии N 9 от 11 декабря 2008 года, список распределения жилых помещений во вновь построенном 160-квартирном доме - шифр 28/1-жд-1 по войсковой части 00000), а также действия командира войсковой части 00000 утвердившего таковые.
Обязать объединенную жилищную комиссию и названное воинское должностное лицо отменить упомянутый Протокол и Списки распределения жилых помещений и назначить новое заседание жилищной комиссии, на котором рассмотреть вопрос о распределении заявителю жилого помещения, в порядке, установленном действующим законодательством.
Судебные расходы по делу, состоящие из оплаченной заявителем государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей, возложить на войсковую часть 00000, взыскав с нее в пользу У. указанную сумму.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу
майор юстиции
Д.А.БОГДАШОВ
Секретарь судебного заседания
М.А.БОРСУК