Решения и определения судов

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26.03.2009 В удовлетворении заявления о признании отказа главы ЗАТО Шиханы в предоставлении справки о сдаче жилого помещения неправомерным отказано, поскольку заявитель и члены его семьи не освободили жилое помещение, ранее предоставленное по договору социального найма, в связи с чем основания для выдачи истребуемой справки отсутствовали.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе В. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2009 года по делу по заявлению В. об оспаривании действий главы ЗАТО Шиханы Н., которым постановлено:

В удовлетворении заявления В. о признании отказа главы ЗАТО Шиханы Н. в предоставлении ему справки установленной формы о сдаче жилого помещения неправомерным и возложении обязанности на главу ЗАТО Шиханы Н. по предоставлению заявителю такой справки отказать.

Заслушав доклад судьи М.Л.Г., представителя главы ЗАТО Шиханы А., действующего на основании
доверенности и просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

установила:

В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий главы ЗАТО Шиханы Н. по отказу в предоставлении справки установленной формы о сдаче жилого помещения и возложении обязанности на главу ЗАТО Шиханы Н. по предоставлению заявителю такой справки. В обоснование ссылался на то, что ранее являлся нанимателем квартиры <...>. В связи с предстоящим увольнением из Вооруженных Сил РФ и желанием участвовать в государственной программе на получение государственного жилищного сертификата, заявитель, его жена и дочь 18.10.2007 года снялись с регистрационного учета по данному адресу, оставив зарегистрированным своего сына - В.А.С., который впоследствии - 14.03.2008 года, также снялся с регистрационного учета. С целью получения справки о сдаче администрации ЗАТО Шиханы вышеназванного жилого помещения, В. обратился с заявлением к главе ЗАТО Шиханы, на которое 18.12.2008 года получил ответ об отказе в удовлетворении заявления по причине неосвобождения членами семьи В. названной квартиры.

По жалобе вынесено указанное выше решение.

В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить, передать дело на новое рассмотрение. Ссылается на то, что суд дал неправильную оценку представленным доказательствам. Полагает, что он и его семья расторгли договор найма упомянутого жилого помещения, поскольку выехали из него на другое место жительства. Из представленного суду договора найма жилого помещения от 29.01.2008 года между муниципальным унитарным предприятием “Производственно-жилищный трест г. Шиханы“ и В.А.С. следует, что он, В., в качестве члена семьи нанимателя не значится. В настоящее время спорная квартира приватизирована и находится в собственности П.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в жалобе (ст. 347
ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года “О статусе военнослужащих“ (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, от 08.05.2006 года N 66-ФЗ) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В целях обеспечения доступности жилья для граждан, в том числе эффективной реализации военнослужащими закрепленного в названной норме субъективного права, постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа “Жилище“ на 2002 - 2010 годы. Указанная Программа предусматривает механизм исполнения государством взятых на себя обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе военнослужащих. В частности, Подпрограмма “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой
программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“, предусматривает возможность реализации права граждан - участников подпрограммы на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“ закреплен в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 “О некоторых вопросах реализации Подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“.

Пунктом 44 указанных Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы наряду с другими документами представляет справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах “а“ - “г“ пункта 5 настоящих Правил (подпункт “з“).

Гарантируя предоставление военнослужащим и членам их семей возможности реализации права на жилище, государство оставляет за органами государственной власти и органами местного самоуправления право дальнейшего перераспределения освобождаемого жилого фонда, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Из материалов дела следует, что поводом к обращению заявителя к главе администрации ЗАТО Шиханы с просьбой о выдаче справки о сдаче (передаче) занимаемого им и членами его семьи жилого помещения послужило его желание участвовать в Федеральной целевой программе “Жилище“
и получение государственного жилищного сертификата.

Отказывая В. в удовлетворении его заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель и члены его семьи не освободили жилое помещение, ранее предоставленное В. по договору социального найма, в связи с чем основания для выдачи истребуемой справки отсутствовали.

Из материалов дела усматривается, что квартира <...> предоставлена В. в декабре 1991 года на семью из 4-х человек - его самого, а также жену - В.М.С., дочь В.К.С. и сына В.А.С.

18 октября 2007 года с регистрационного учета по указанному адресу снялись заявитель, его жена и дочь, а оставшийся проживать в квартире сын заявителя - В.А.С., 29 января 2008 года заключил договор социального найма на указанное жилое помещение в качестве его нанимателя. 31 января 2008 года по заявлению В.А.С. в данное жилое помещение в качестве члена его семьи был вселен гражданин П. 28 февраля 2008 года по заявлению П. администрация ЗАТО Шиханы заключила с последним на основании Закона РСФСР “О приватизации жилищного фонда в РСФСР“ договор N 2524 на передачу спорной квартиры в собственность (л.д. 9). 13 марта того же года Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области указанное право за П. зарегистрировано.

При таких обстоятельствах последующее (14 марта 2008 года) снятие В.А.С. с регистрационного учета в спорной квартире, равно как и снятие с регистрационного учета по указанному адресу самого заявителя, его жены и дочери, не опровергает вывод суда об отсутствии оснований для выдачи заявителю истребуемой справки, поскольку фактически жилое помещение им и членами его семьи не освобождено и органу местного самоуправления в установленном законом порядке не
сдано.

Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Вольского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу В. - без удовлетворения.