Решения и определения судов

Решение Пермского краевого суда от 16.03.2009 по делу N 3-28/09 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 статьи 3 Закона Пермской области от 30.11.2004 N 1845-395 “О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг“.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2009 г. по делу N 3-28/09

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Швецова К.И., с участием помощника прокурора Пермского края Сысоевой С.М., при секретаре Жужговой Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 16.03.2009 дело по заявлению Ф.И.О. о признании недействующими отдельных положений Закона Пермской области “О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг“,

установил:

18 ноября 2004 года Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон Пермской области N 1845-395 “О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской
местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг“.

Настоящий Закон (далее по тексту - Закон Пермской области N 1845-395) 30 ноября 2004 года подписан губернатором Пермского края, 11.12.2004 опубликован в газете “Звезда“ N 206-207, затем 27.01.2005 - в печатном издании “Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области“ N 1, часть 2, действует в редакции от 30.12.2008 до 31.12.2010.

Ладейщикова Л.Я. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона в связи с противоречием содержащихся в них положений законодательству РФ, а также ограничением ее права как медицинского работника на получение мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, оплате жилищно-коммунальных услуг пределами социальной нормы площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг.

Как указывает заявительница, до 2004 года она получала указанную социальную поддержку в соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения и электроснабжения без каких-либо ограничений. После внесения пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменений в статью 63 названных Основ пункты 1, 2 и 3 Закона Пермской области N 1845-395 перестали соответствовать статье 153 того же Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. В результате оказались ухудшенными ранее действовавшие условия социального обеспечения медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, что недопустимо требованиями федерального законодательства.

В судебном заседании заявительница и ее представитель по устному ходатайству настаивали на удовлетворении указанного заявления по изложенным выше основаниям.

Представители Законодательного Собрания и губернатора Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями
не согласились, ссылаясь на соответствие пунктов 1, 2 и 3 статьи 3 Закона Пермской области N 1845-395 “О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг“ требованиям федерального законодательства, изложив свои доводы в представленных суду письменных возражениях.

Заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту “ж“ части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 настоящей Конституции. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей
(в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Как указано в пункте 2 статьи 3 того же Федерального закона, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии с частями 4, 5 и 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, медицинские и фармацевтические работники имеют право на меры социальной поддержки, которые устанавливаются:

- для федеральных специализированных организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации;

- для организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- для муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ признана утратившей силу часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, на основании которой врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Частью 2 статьи 153 этого же Федерального закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций - в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Принимая во внимание
положения статьи 2, абзаца 3 статьи 6 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Положения указанных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.

Ладейщикова Л.Я. считает, что пункты 1, 2 и 3 статьи 3 Закона Пермской области N 1845-395 “О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг“ противоречат приведенным выше положениям законодательных актов Российской Федерации. С данными доводами краевой суд не может согласиться.

Исходя из содержания оспариваемых положений нормативного правового акта субъектом федерации - Пермским краем предоставлена социальная поддержка отдельным категориям граждан, в том числе работникам системы здравоохранения, проживающим в сельской местности и поселках городского типа, работающим в областных государственных и муниципальных бюджетных учреждениях указанной системы, к которым относится и заявительница. Данная поддержка предусматривает получение денежной выплаты и денежной компенсации на оплату:

- жилья в
домах государственного и муниципального жилищных фондов (содержание и ремонт жилья, наем жилого помещения);

- коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда (электроснабжение, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Размер денежной выплаты устанавливается исходя из социальной нормы площади жилья, установленной законом Пермской области, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утверждаемых органом исполнительной власти Пермского края (в редакции Закона Пермского края от 01.09.2006 N 3217-734).

В случае если расходы отдельных категорий граждан, которым предоставляется названная социальная поддержка, превышают установленные размеры, им наряду с денежной выплатой дополнительно выплачивается денежная компенсация расходов, которая устанавливается в размере, определенном абзацем 2 пункта 3 статьи 3 Закона Пермской области N 1845-395.

Отказывая Ладейщиковой Л.Я. в удовлетворении ее заявления, суд исходит из того, что обязательства Российской Федерации по бесплатному предоставлению медицинским и фармацевтическим работникам квартир с отоплением и освещением отменены вступившим в силу Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Статья 153 данного Закона решает вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, когда нормативный правовой акт, устанавливающий размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг Ф.И.О. не принят. В таком случае субъект Российской Федерации - Пермский край в лице его органов государственной власти вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предмету совместного ведения - социальная защита и социальное обеспечение граждан Российской Федерации до принятия федеральных законов. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации,
а также муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются соответствующими органами.

При таких обстоятельствах субъекты Российской Федерации обязаны предоставлять меры социальной поддержки только медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в их ведении. Вместе с тем предоставление такой поддержки органами государственной власти Пермского края тем же работникам муниципальных организаций здравоохранения допускается федеральным законодательством в качестве дополнительной социальной поддержки, реализуемой за счет средств краевого бюджета.

Обязательные предписания статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований касаются льгот и выплат в денежной форме при изменении их размеров, условий и порядка в случае обеспечения названных социальных гарантий. Как следует из материалов дела, совокупный объем финансирования социальных выплат работникам здравоохранения за счет средств бюджета Пермского края не только не уменьшается, но и с каждым годом увеличивается. Условия и порядок такого финансирования в настоящее время Ф.И.О. не установлены, и не изменяют тех, которые ранее действовали.

Довод заявительницы о неполучении денежной выплаты и денежной компенсации на оплату коммунальных услуг, включающих в себя теплоснабжение за счет газового отопления, не может быть принят судом во внимание. Спор о праве на получение указанной льготы не связан с обеспечением нормоконтроля в судебном порядке и должен разрешаться в порядке искового судопроизводства. Выбор субъектом федерации конкретного способа теплоснабжения жилых помещений в оспариваемом в части нормативном правовом акте не закрепляется. В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива
при наличии печного отопления). Как при взимании платы за коммунальные услуги, так и предоставлении денежной компенсации на оплату коммунальных услуг федеральным законом под теплоснабжением понимается отопление, которое может обеспечиваться за счет газа либо за счет твердого топлива.

Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Ф.И.О. о признании противоречащими законодательству РФ и недействующими пунктов 1, 2 и 3 статьи 3 Закона Пермской области от 30.11.2004 N 1845-395 “О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг“ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 23.03.2009.

Председательствующий п.п.

К.И.ШВЕЦОВ