Постановление президиума Московского городского суда от 13.03.2009 по делу N 44у-86/09 По смыслу закона в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с действующим законодательством об оперативно-розыскной деятельности, содеянное следует квалифицировать как покушение на сбыт наркотического средства, поскольку в этих случаях происходит его изъятие из незаконного оборота.
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2009 г. по делу N 44у-86/09
Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего Егоровой О.А.,
членов президиума Колышницыной Е.Н., Дмитриева А.Н., Агафоновой Г.А., Васильевой Н.А., Курциньш С.Э.
рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Г. на приговор Коптевского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2005 года, которым Г., несудимый,
осужден: - по ст. 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ к 8 годам лишения свободы без штрафа;
- по ст. 228 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы.
На основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима без штрафа.
Отбывание срока наказания исчисляется с 30 сентября 2004 года.
Приговором суда решена судьба вещественных доказательств.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 1 июня 2005 года приговор оставлен без изменения.
В надзорной жалобе осужденный Г. ставит вопрос об отмене приговора, указывает на то, что в отношении него имела место провокация со стороны сотрудников милиции, поскольку он был задержан в рамках проведения оперативно-розыскного мероприятия “проверочная закупка“.
Заслушав доклад судьи Московского городского суда Рольгейзера В.Э. и выступление первого заместителя прокурора г. Москвы Росинского В.В., полагавшего действия осужденного по эпизоду сбыта героина переквалифицировать на ст. ст. 30 ч. 3, 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ и с применением ст. 64 УК РФ назначить 7 лет лишения свободы, а по совокупности преступлений окончательно 7 лет 1 месяц лишения свободы, президиум
установил:
Г. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств в особо крупном размере и незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере при следующих обстоятельствах.
Согласно приговору, Г. при не установленных следствием обстоятельствах у неустановленного лица незаконно приобрел для последующего сбыта наркотическое средство - героин, массой не менее 14,25 грамма, что образует особо крупный размер, а также приобрел для личного потребления героин, массой не менее 2,73 грамма, что образует крупный размер, который незаконно хранил при себе до 30 сентября 2004 года, когда примерно в 16 часов 45 минут, по адресу: <...>, незаконно сбыл наркотическое средство - героин, массой 14,25 грамма, Я., получив от него денежное вознаграждение в сумме 8.000 рублей, а оставшееся количество героина в количестве 2,73 грамма в крупном размере оставил при себе в целях личного потребления, после чего был задержан сотрудниками 1-го отдела Службы по САО и Зеленограду г. Москвы Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в надзорной жалобе доводы осужденного Г., президиум находит состоявшиеся судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.
Суд правильно установил фактические обстоятельства дела, связанные с осуществлением незаконного оборота наркотических средств Г., и обоснованно постановил в отношении него обвинительный приговор.
Виновность Г. в совершенных преступлениях подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе основанных на результатах проведенного оперативно-розыскного мероприятия “проверочная закупка“.
В судебном заседании Г. вину свою полностью признал и пояснил, что после знакомства с Я. приобрел по его просьбе примерно 10 граммов героина, часть которого отсыпал себе, а остальное передал за 8 тысяч рублей Я. При этом, как видно из рапорта и показаний допрошенного в качестве свидетеля Я., с Г. он познакомился в начале сентября 2004 года, а 29 сентября последний по телефону предложил ему приобрести за 8 тысяч рублей 10 граммов героина. Таким образом, исходя из вышеизложенных показаний, Г. приобрел наркотическое средство незадолго до его сбыта, состоявшегося 30 сентября 2004 года, причем инициатива в сбыте исходила от самого Г.
Поскольку Я. был допрошен в установленном законом порядке и его показания косвенно подтверждаются результатами проведенного с его участием оперативно-розыскного мероприятия “проверочная закупка“, не доверять им у суда оснований не имелось. В связи с этим утверждение Г. в жалобе о том, что он, якобы, стал жертвой “провокации“ со стороны сотрудников службы наркоконтроля явно несостоятельно и во внимание принято быть не может. В связи с этим жалоба осужденного, поставившего вопрос об отмене вынесенных судебных решений, несостоятельна и удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, правильно признав виновным Г. в незаконном обороте наркотических средств, суд ошибочно квалифицировал его действия, выразившиеся в сбыте 14,25 грамма героина Я., как оконченное преступление, предусмотренное ст. 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ.
По смыслу закона в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе “проверочной закупки“, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с действующим законодательством об оперативно-розыскной деятельности, содеянное следует квалифицировать, как покушение на сбыт наркотического средства, поскольку в этих случаях происходит его изъятие из незаконного оборота.
Как видно из материалов дела, Г. действительно пытался сбыть Я. 14,25 грамма героина в процессе “проверочной закупки“, но после этого сразу же был задержан сотрудниками ФСКН, а выступавший в качестве приобретателя Я., добровольно выдал сверток с приобретенным наркотиком (л.д. 14), чему суд в приговоре надлежащей оценки не дал.
При таких обстоятельствах президиум приходит к выводу о том, что действия Г. по данному эпизоду подлежат переквалификации со ст. 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ на ст. ст. 30 ч. 3, 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере, не доведенный до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.
Таким образом, при рассмотрении дела допущено неправильное применение уголовного закона, что в соответствии со ст. ст. 409, 379 ч. 1 п. 3 УПК РФ является основанием для пересмотра судебных решений в порядке надзора.
При назначении наказания по ст. ст. 30 ч. 3, 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ президиум исходит из положений ст. ст. 60, 66 УК РФ, данных о личности виновного, отсутствия у него судимостей, его семейного положения и признает смягчающими обстоятельствами наличие у Г. двоих малолетних детей и инвалидности 2 группы в связи с заболеванием туберкулезом. С учетом совокупности смягчающих обстоятельств и конкретных данных о личности осужденного, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного преступления, президиум находит, что наличествуют исключительные обстоятельства, позволяющие применить положения ст. 64 УК РФ и ограничиться в отношении виновного наказанием ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 228-1 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 407 и 408 УПК РФ, президиум
постановил:
1. Надзорную жалобу осужденного Г. оставить без удовлетворения.
2. Приговор Коптевского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2005 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 1 июня 2005 года в отношении Г. изменить: переквалифицировать его действия со ст. 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ на ст. ст. 30 ч. 3, 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ по которой с применением ст. 64 УК РФ назначить 7 лет лишения свободы без штрафа.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 228 ч. 1 УК РФ и ст. ст. 30 ч. 3, 228-1 ч. 3 п. “г“ УК РФ, путем частичного сложения наказаний назначить Г. окончательно к отбытию 7 лет 1 месяц лишения свободы в исправительной колонии строгого режима без штрафа.
В остальном приговор и кассационное определение по делу оставить без изменения.
Председательствующий
О.А.ЕГОРОВА