Решения и определения судов

Постановление президиума Ивановского областного суда от 13.03.2009 N 44г-20/09 В назначении досрочной трудовой пенсии отказано, так как должность водителя пожарного автомобиля в пожарной части, подведомственной администрации Ивановской области, не входит в список должностей, дающих право на назначение данной пенсии.

ПРЕЗИДИУМ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2009 г. по делу N 44г-20/09

Президиум Ивановского областного суда в составе:

Председателя президиума Уланова В.А.,

членов президиума: Соловьева В.Л., Прозорова П.И., Кириченко О.Т., Логинова Л.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Т. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в Савинском муниципальном районе Ивановской области о понуждении к включению периода работы в должности водителя пожарного автомобиля в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по надзорной жалобе начальника Управления Пенсионным фондом Российской Федерации /государственное учреждение/ в Савинском муниципальном районе Ивановской области /далее ГУ УПФ РФ в Савинском муниципальном районе Ивановской области/ на
решение Савинского районного суда от 10 ноября 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 15 декабря 2008 года.

Заслушав доклад по делу судьи Кириченко О.Т., пояснения представителей ГУ УПФ в Савинском муниципальном районе Ивановской области по доверенности З., К., поддержавших доводы надзорной жалобы, президиум,

установил:

Т. обратился в Савинский районный суд с иском к ГУ УПФ РФ в Савинском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период трудовой деятельности с 1 января 2005 года по 26 августа 2008 года в 51 пожарной части ОГУ “Четвертый пожарный отряд ОГУ “Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области“ в должности водителя пожарного автомобиля.

Требования мотивированы следующим.

Спорный период работы ответчик не включил в специальный стаж в связи с тем, что учредителем ОГУ “Четвертый пожарный отряд ОГУ “Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области“ является Администрация Ивановской области. Истец полагает, что изменение ведомственной подчиненности пожарной части, в которой он работает с 1983 года, не может служить основанием для отказа в назначении и выплате ему досрочной трудовой пенсии.

Решением суда от 10 ноября 2008 года иск удовлетворен.

Признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Савинском муниципальном районе Ивановской области от 23 сентября 2008 года в части отказа включить в специальный стаж Т. периода работы в должности водителя пожарного автомобиля с 1 января 2005 года по 26 августа 2008 года и
назначить досрочную трудовую пенсию по старости. Ответчик обязан включить в специальный стаж истца период работы в должности водителя пожарного автомобиля 51 пожарной части, входящей в состав ОГУ “Четвертый пожарный отряд ОГУ “Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области“, с 1 января 2005 года по 26 августа 2008 года и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ с 27 августа 2008 года.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 15 декабря 2008 года решение оставлено без изменения.

С судебными постановлениями, состоявшимися по делу, не согласен ответчик, в надзорной жалобе, поступившей 6 февраля 2009 года в Ивановский областной суд, просит их отменить в связи с существенным нарушением норм материального права и вынести новое решение об отказе Т. в заявленном иске.

По запросу судьи Ивановского областного суда от 10 февраля 2009 года гражданское дело поступило в областной суд 16 февраля 2009 года и определением от 27 февраля 2009 года надзорная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Ивановского областного суда.

Проверив материалы дела, доводы надзорной жалобы, президиум находит, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом
публичных интересов.

Из материалов дела следует, что Т. 25 августа 1983 года принят на должность водителя пожарной автомашины в Савинскую пожарную часть 51, из которой он уволен 28 февраля 2005 года в порядке перевода в ОГУ “4 пожарный отряд“. 1 марта 2005 года истец был принят на должность водителя автомобиля 51 пожарной части по охране п. Савино и Савинского района ОГУ “4 пожарный отряд“, где он работал и на момент рассмотрения дела.

В соответствии с постановлением администрации Ивановской области от 23 декабря 2004 года N 112-па с 1 января 2005 года создано областное государственное учреждение “Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области“ и подведомственные ему областные государственные учреждения, в число которых вошло областное государственное учреждение “Четвертый пожарный отряд областного государственного учреждения “Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области“ /сокращенное наименование: ОГУ “4 пожарный отряд“/.

Удовлетворяя иск Т., судебные инстанции исходили из того, что истец с 25 августа 1983 года работает водителем пожарного автомобиля и несмотря на переподчинение ведомственной принадлежности учреждения, в котором работает Т. с 1 января 2005 года, характер деятельности истца не изменился, в связи с чем изменение ведомственной принадлежности учреждения не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“.

Данный вывод правильным не является, поскольку он основан на неверном толковании и применении норм материального права.

Согласно ст. 5 ФЗ “О пожарной безопасности“ /в редакции от 22 августа 2004 года/ в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба
субъектов РФ, которая создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года N 385 “О федеральной противопожарной службе“ определено, что федеральная противопожарная служба входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий /МЧС РФ/.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ установлено, что досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“.

Таким образом, действующим в настоящее время пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“, не предусмотрено. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют только лица, которые не менее 25 лет проработали на должностях Государственной
противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При разрешении настоящего дела судебными инстанциями не учтено, что законодатель вправе определять категории граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, суд такими полномочиями не обладает. Следовательно, само по себе обстоятельство неизменности в спорный период трудовых обязанностей истца и соответствие этих обязанностей требованиям должностей, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437, существенным для разрешения данного дела не является.

Не основан на законе и вывод судебной коллегии о том, что право на досрочную пенсию работников противопожарной службы Ивановской области должно быть реализовано не только за счет средств бюджета Ивановской области.

По смыслу преамбулы, ст. 5, 10, 18 ФЗ “О пожарной безопасности“ пенсионное обеспечение работников подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъекта РФ является расходным обязательством субъектов РФ. Статья 8 закона Ивановской области “О пожарной безопасности на территории Ивановской области“ содержит прямое указание на то, что финансовое обеспечение подразделений Государственной службы противопожарной службы, созданных Администрацией Ивановской области, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством Ивановской области является расходным обязательством Ивановской области.

При таких обстоятельствах суд неправомерно обязал ответчика включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии период работы истца в противопожарной службе субъекта РФ. Состоявшиеся по делу судебные постановления законными не являются и подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ,

президиум

постановил:

отменить решение Савинского районного суда от 10 ноября 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 15 декабря
2008 года.

Принять по делу новое решение, которым Т. в иске к ГУ УПФ РФ в Савинском муниципальном районе Ивановской области о понуждении к включению периода работы в должности водителя пожарного автомобиля в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, отказать.

Председатель президиума

Ивановского областного суда

УЛАНОВ В.А.