Решение Пермского краевого суда от 12.03.2009 по делу N 3-24/09 О признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 25.11.2008 N 646-п “О критериях оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения“.
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУДРЕШЕНИЕ
от 12 марта 2009 г. по делу N 3-24/09
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Швецова К.И., с участием прокурора Богомоловой Е.П., при секретаре Жужговой Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 12.03.2009 дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим нормативного правового акта Правительства Пермского края,
установил:
25.11.2008 Постановлением Правительства Пермского края N 646-п утверждены критерии оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения для признания земельного участка как неиспользуемым в соответствии с целевым назначением в течение трех лет, так используемым не в соответствии с его целевым назначением в течение трех лет.
Данное Постановление опубликовано 01.12.2008 в печатном издании “Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края“ N 22 и вступило в законную силу.
Обратившись в суд с заявлением, заместитель прокурора Пермского края просит признать Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2008 N 646-п “О критериях оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения“ (далее по тексту - оспариваемое постановление) недействующим в связи с его противоречием законодательству Российской Федерации, указывая, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут осуществлять правовое регулирование отношений, возникающих при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель.
Фактически названные критерии определяют случаи ненадлежащего использования и использования не по целевому назначению земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. С их помощью возможно решение вопроса о прекращении прав на соответствующие земельные участки. Однако принудительное прекращение аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, определяющими случаи ненадлежащего использования и неиспользования земельных участков из указанной категории земель.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным выше основаниям.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на соответствие оспариваемого постановления требованиям законодательства Российской Федерации и Закона Пермского края от 31.10.2003 N 1080-220 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области“.
Из приведенных им возражений следует, то Правительство Пермского края наделено полномочиями по осуществлению правового регулирования отношений, возникающих при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель. Данный вывод следует из положений пункта 2 статьи 1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, находящихся во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 129 Гражданского кодекса РФ.
Оспариваемым постановлением не регулируются отношения в области оборота земель сельскохозяйственного назначения, а установлены критерии для оценки земельного участка, отнесенного к названным землям, позволяющие отнести конкретный земельный участок к одному из установленных федеральным законодательством случаев его неиспользования или ненадлежащего использования.
Этим же постановлением не устанавливаются дополнительные случаи изъятия упомянутого земельного участка у собственника данного имущества по основаниям его неиспользования или ненадлежащего использования, перечень которых определяется в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Поскольку Ф.И.О. не определено понятие целевого использования указанной категории земель, Правительством Пермского края сформулированы критерии оценки земельных участков, входящих в эти земли, позволяющие определить, что они используются не по целевому назначению либо не используются по целевому назначению.
Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Как указано в пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса, земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Подпунктом 2 части 1 статьи 9 и пунктом 1 статьи 10 названного Кодекса к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений отнесено установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.
К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены: резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно подпунктам 10 и 10.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ планирование, использование земель сельскохозяйственного назначения, перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель; резервирование земель, изъятие земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и может состоять из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Исходя из этого постановления Правительства Пермского края, содержащие нормы земельного права, регулирующие отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, должны приниматься на основании и во исполнение указанных законов.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, его принятие обусловлено вовлечением в оборот земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ и Законом Пермского края от 31.10.2003 N 1080-220 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области“.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ регулируется названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 2, 3, 5 и 6 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в том числе и законами субъектов Российской Федерации, основываясь на одном из принципов - сохранение целевого использования земельных участков.
Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.
Пунктами 2 и 3 статьи 6 настоящего Федерального закона установлено, что принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации. Принудительное прекращение аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Определив характеризующие признаки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых в соответствии с целевым назначением, а также используемых не в соответствии с их целевым назначением для вовлечения указанных объектов гражданских прав в иной оборот, который может быть связан с прекращением права на земельные участки или их изъятием у собственников, Правительство Пермского края по существу вторглось в компетенцию федерального законодателя.
Установление правил и ограничений оборотоспособности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения отнесено к полномочиям Российской Федерации, а не субъектов Российской Федерации.
Обратные доводы представителя Правительства Пермского края не могут быть приняты во внимание.
Выделение земельных участков названной категории как неиспользуемых в соответствии с целевым назначением, а также используемых не в соответствии с их целевым назначением не может существовать отдельно от вовлечения этих земельных участков в необходимый субъекту федерации оборот, который может быть связан с их изъятием либо прекращением на них права.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ “О средствах массовой информации“ вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, краевой суд
решил:
Требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать противоречащим законодательству РФ и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2008 N 646-п “О критериях оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения“.
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании “Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края“.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 17.03.2009.
Председательствующий п.п.
К.И.ШВЕЦОВ