Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12.03.2009 по делу N 3-10/09 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 3.3.2 пункта 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 N 351.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2009 г. по делу N 3-10/09
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., с участием представителя прокуратуры РС(Я) прокурора Федоровой Р.Е., представителя Министерства образования РС(Я) Семенова Т.Т., при секретаре Захаровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске “12“ марта 2009 г. гражданское дело по заявлению
Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании пп. 3.3.2 п. 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 г. N 351 противоречащими федеральному законодательству и недействующими,
установил:
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.2007 г. было утверждено и опубликовано в установленном законом порядке Положение о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), регулирующее общественные отношения в сфере реализации полномочий Республики Саха (Якутия) по организации системы органов государственной власти в области образования.
Прокурором РС(Я) оспаривается пп. 3.3.2 п. 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), устанавливающий полномочия Министерства образования РС(Я) по определению порядка установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и условия их реализации, по тем основаниям, что ФЗ “Об образовании“ от 10.07.1992 г. N 3266-1 в новой редакции не предусмотрено наличие в РФ государственных образовательных стандартов, включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, и, исключено право субъектов РФ их устанавливать.
В судебном заседании прокурор Федорова Р.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме, просит признать пп. 3.3.2 п. 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия) противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Министерства образования РС(Я) Семенов Т.Т. заявленные требования не признал, суду пояснил, что дополнением, внесенным ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов“ от 10.02.2009 г. N 18-ФЗ, дополнен п. 1 ст. 29 ФЗ “Об образовании“ в части наделяющей субъекты РФ определять порядок установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и условия их реализации, просит в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав представителя прокуратуры РС(Я) Федорову Р.Е., представителя Министерства образования РС(Я) Семенова Т.Т., исследовав материалы дела, судебные прения, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований прокурора надлежит отказать по следующим основаниям.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ “Об образовании“ N 3266-1 принят 10.07.1992, а не 10.07.1999.
Законом Российской Федерации “Об образовании“ от 10.07.1999 г. N 3266-1 в ч. 3 ст. 3 установлено, что субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Пункт 6 статьи 29 ФЗ “Об образовании“ относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации формирование государственных органов управления образованием и руководство ими.
Статьей 14 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 3 N 51-1 “О Правительстве Республики Саха (Якутия)“ Правительство Республики Саха (Якутия) наделено полномочиями в области образования.
Таким образом, рассматриваемый акт, является нормативным правовым актом, принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и в рамках компетенции Правительства Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом “е“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты.
Пунктом 4 ст. 1 ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов“ от 10.02.2009 г. N 18-ФЗ в п. 5.2 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации “Об образовании“ внесены изменения, в соответствии с которыми, органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право на участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).
ФЗ “Об образовании“ от 10.07.1992 г. N 3266-1 в п. 6 ст. 6 установлено, что вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации, регулируются законодательством этих республик.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 22, статья 22.1 в Конституции РС(Я) отсутствует.
В части 4 статьи 22.1. Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) прямо указано, что Республика Саха (Якутия) устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие национально-региональные компоненты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Таким образом, пп. 3.3.2 п. 3.3. Положения о Министерстве образования РС(Я), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 г. N 351, которым установлено, что Министерство образования РС(Я) готовит и представляет в установленном порядке на рассмотрение Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) проекты нормативных правовых актов по вопросам образования, определяющим порядок установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и условия для их реализации, не противоречит федеральному законодательству в области образования.
Так же ч. 3 ст. 17 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта“ от 01.12.2007 N 309-ФЗ установлено, что обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, что означает, что лица, поступившие в образовательные учреждения до введения федерального государственного образовательного стандарта, продолжают свое обучение по образовательной программе данного уровня на основе государственного образовательного стандарта, включающего региональный (национально-региональный) компонент в нынешнем виде до завершения обучения. Прием на такое обучение прекращается только с 31 августа 2009 года.
Анализируя представленные доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении заявления прокурора надлежит отказать, т.к. п.п. 3.3.2 п. 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.2007 года N 351, не противоречит действующему федеральному законодательству.
По изложенному и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный суд РС(Я)
решил:
в удовлетворении заявления прокурора РС(Я) о признании пп. 3.3.2 п. 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 г. N 351 противоречащими федеральному законодательству и недействующими отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Председательствующий
КОЛЕСНИК Н.А.