Определение Рязанского областного суда от 04.03.2009 N 33-330 Доводы представления о незаконности и необоснованности вывода суда об определенности круга лиц, в интересах которых предъявлен иск прокурором, не являются основанием для отмены определения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании понятий “неопределенный круг лиц“ и “значительное число граждан“, которые являются неравнозначными. Законом не предусмотрено право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов значительного числа граждан.
РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2009 г. N 33-330
(извлечение)
Судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по представлению прокурора Шиловского района Рязанской области на определение Шиловского районного суда Рязанской области от 9 февраля 2009 года, которым постановлено: отказать прокурору Шиловского района Рязанской области в принятии искового заявления к Шиловскому МУП ЖКХ о признании незаконными действий Шиловского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства по неначислению гражданам-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, принадлежащим им на праве собственности в многоквартирных жилых домах, ранее относившихся к муниципальному жилому фонду, и пользовавшимися льготами в соответствии со ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в размере не ниже 50% оплаты жилого помещения, и обязании ответчика начислять указанную льготу и произвести перерасчет суммы платы за жилое помещение с 1 августа 2007 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения прокурора М.Т.Н., поддержавшей доводы представления прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор Шиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Лесновскому МУП ЖКХ с иском о признании незаконным действий Шиловского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства об отказе в предоставлении льгот по оплате жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, обязании начисления гражданам-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, принадлежащим им на праве собственности в многоквартирных жилых домах, ранее относившихся к муниципальному жилому фонду, и пользовавшимися льготами в соответствии со ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в размере не ниже 50% оплаты жилого помещения, и произвести перерасчет суммы платы за жилое помещение с 1 августа 2007 года.
В обоснование иска прокурор указал, что гражданам-инвалидам действующим законодательством предоставляются меры социальной поддержки. Согласно абз. 13 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Однако, с 1 августа 2007 г. инвалидам, проживающим в р.п. Шилово, Шиловское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства не предоставляет скидку не ниже 50% на оплату жилого помещения, ссылаясь при этом на то, что предоставление указанной льготы не предусмотрено.
Действия ответчиков противоречат законодательству и нарушают права инвалидов.
Прокурор обратился с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, поскольку количество лиц данной категории постоянно меняется с учетом ежегодного переосвидетельствования, а сами указанные лица в силу возраста и отсутствия процессуальной дееспособности не могут обратиться за защитой своих интересов.
Определением суда от 9 февраля 2009 г. прокурору отказано в принятии заявления.
В представлении прокурор просит определение отменить, ссылаясь на незаконность вывода суда об определенности круга лиц.
Обсудив доводы представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного определения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как следует из искового заявления прокурора, он обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Однако в данном случае, круг лиц, в интересах которых обратился в суд с заявлением прокурор - инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, индивидуализирован, конкретно определен каждый плательщик платы за жилье и коммунальные услуги. Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что прокурор не имел права в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу пп. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ суд отказывает в принятии искового заявления, если заявление предъявлено в защиту прав и свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которому настоящим кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такого права.
Из положений данной нормы закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Однако он не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Понятия “значительное число граждан“ и “неопределенный круг лиц“ не равнозначны.
В первом случае есть возможность указать в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, каждый из них индивидуально должен быть извещен судом о времени и месте судебного заседания. Названные обстоятельства отсутствуют в случае предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц, поскольку их невозможно индивидуализировать, то есть четко определить.
Однако в данном случае, круг лиц, в интересах которых обратился в суд с заявлением прокурор, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, индивидуализирован, конкретно определен каждый плательщик платы за жилье и коммунальные услуги. Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прокурор не имел права в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обоснованно отказав прокурору в принятии заявления.
Доводы представления о незаконности и необоснованности вывода суда об определенности круга лиц, в интересах которых предъявлен иск прокурором, не являются основанием для отмены определения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании понятия “неопределенный круг лиц“ и “значительное число граждан“, которые являются неравнозначными. Законом не предусмотрено право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов значительного числа граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Шиловского районного суда Рязанской области от 9 февраля 2009 года оставить без изменения, а представление прокурора Шиловского района Рязанской области - без удовлетворения.