Решения и определения судов

Постановление Президиума Ярославского областного суда от 26.02.2009 N 44-г-13/09 Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2009 г. N 44-г-13/09

Президиум Ярославского областного суда рассмотрел по надзорной жалобе М. - представителя Б. по доверенности дело по иску Б., С. к администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области и ОАО “Борисоглебскагропромтехснаб“ о признании права собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда, президиум

установил:

19 апреля 1988 г. решением Исполнительного комитета Борисоглебского поселкового совета народных депутатов N 36 Борисоглебскому РТП отведен земельный участок под строительство одного одноквартирного жилого дома <...> и разрешено его строительство на отведенном участке в размере 0,07 га. В декабре 1988 г. жилой дом принят в эксплуатацию.

На основании решения Борисоглебского исполкома N
34 от 31 мая 1989 г. С. с семьей, состоящей из пяти человек, выдан ордер на право занятия дома <...>.

11 сентября 1992 г. на основании решения N 1 администрации п. Борисоглебский от 5 июня 1992 г. Б. выдано свидетельство о предоставлении приусадебного и огородного земельных участков площадью 0,1291 га, из которых 0,0691 га предоставлено в собственность и 0,06 га во владение.

25 ноября 1992 г. на основании договора на приобретение квартиры (дома) в долевую (совместную) собственность граждан дом <...> передан в совместную собственность С. и Б.

Постановлением главы Борисоглебского муниципального округа от 14 февраля 2003 г. N 134 на основании заявления Б. у нее был изъят земельный участок площадью 600 кв. м под картофельником в районе ПМК, <...>.

23 августа 2007 г. Б. обратилась с заявлением в администрацию Борисоглебского муниципального района о предоставлении в долевую собственность земельного участка площадью 0,07 га для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек. В предоставлении земельного участка в долевую собственность Б. и С. было отказано в связи с тем, что земельный участок входит в зону санитарной охраны артезианской скважины.

Б., а впоследствии и С. обратились в суд с иском к администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области и ОАО “Борисоглебскагропромтехснаб“ о признании права собственности на земельный участок площадью 0,06 га у домовладения <...>, с учетом уточненных исковых требований просили признать право собственности на земельный участок площадью 0,0727 га.

Представители ответчика - администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области по доверенностям В. и Ч. иск не признали, пояснили, что спорный земельный участок находится в первом поясе зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для
целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Представитель ответчика - директор ОАО “Борисоглебскагропромтехснаб“ С. с предъявленными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что ОАО “Борисоглебскагропромтехснаб“ является ненадлежащим ответчиком по делу, так как спорный земельный участок находится в муниципальной собственности. Водозаборная скважина, находящаяся на балансе ОАО “Борисоглебскагропромтехснаб“, проходит этап лицензирования, земля для ее эксплуатации не отведена.

Решением Борисоглебского районного суда Ярославской области от 13 мая 2008 г. постановлено:

В удовлетворении иска С., Б. о признании за ними права собственности на земельный участок площадью 0,0727 га, расположенный по адресу: <...>, отказать.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 4 августа 2008 г. кассационная жалоба Б. на решение суда оставлена без удовлетворения.

В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение, указывается на неправильное определение судебными инстанциями обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

Дело истребовано в Ярославский областной суд.

Определением судьи Ярославского областного суда от 6 февраля 2009 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Ярославского областного суда в связи с существенным нарушением судебными инстанциями норм материального права.

Президиум находит судебные постановления незаконными и подлежащими отмене. При этом в интересах законности президиум полагает необходимым выйти за пределы доводов надзорной жалобы, поскольку судами допущены и иные существенные нарушения норм материального права, не указанные в надзорной жалобе.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, руководствуясь п. 2 и п.п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, разделами 1 и 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения“, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 14 марта 2002 г. N 10, исходили из того, что не имеется законных оснований для признания за гражданами права собственности на спорный земельный участок, поскольку жилой дом и хозяйственные постройки расположены на расстоянии менее 30 метров от водозаборной скважины, то есть земельный участок находится в первом поясе зоны санитарной охраны водного объекта. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами; в соответствии с п.п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

С выводами судов об отказе в иске согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению в данном деле.

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и
(или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставление их в собственность граждан и юридических лиц.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится
принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок находится в первом поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Приведенные нормы закона не были приняты во внимание судебными инстанциями.

Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными, привели к неправильному разрешению дела. Поэтому судебные постановления подлежат отмене. Учитывая, что судом не исследовались и не выяснялись вопросы, связанные с конкретными границами спорного земельного участка, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

постановил:

решение Борисоглебского районного суда Ярославской области от 13 мая 2008 г., кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 4 августа 2008 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.