Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2009 по делу N А75-2240/2009 Ввиду обоснованного применения обществом районного коэффициента при расчете размера пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ, отказ уполномоченного органа в зачете выплат на социальные пособия является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2009 г. по делу N А75-2240/2009

резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 года

постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2009 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Поликарпова Е.В.,

судей Комковой Н.М., Роженас О.Г.

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом, кассационную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 29.04.2009 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.)
по делу N А75-2240/2009 по заявлению закрытого акционерного общества “Производственное геофизическое объединение “Тюменьпромгеофизика“ к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконными действий,

установил:

закрытое акционерное общество “Производственное геофизическое объединение “Тюменьпромгеофизика“ (далее - ЗАО “Производственное геофизическое объединение “Тюменьпромгеофизика“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Учреждение) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе зачесть выплаты на социальные пособия за 2008 год с районным коэффициентом 1,7, изложенные в письме от 02.02.2009 N 01/593-02.

Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, выводы судов об исчислении пособия по временной нетрудоспособности с применением районного коэффициента 1,7 не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 20.03.1991 N 162 “О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР“ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884) и Информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного Фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 “О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке“, согласно которым размер районного коэффициента ограничен показателем 1,5.

Отмечает, что установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты к заработной плате, не могут применяться при определении максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также размеров других пособий и выплат, производимых за счет обязательного страхования, являющихся федеральной собственностью.

Полагает, что районный коэффициент 1,7 на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, к максимальному размеру пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам не может применяться, поскольку он установлен Законом Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76 - оз.

Отзыв от ЗАО “Производственное геофизическое объединение “Тюменьпромгеофизика“ в суд кассационной инстанции не поступил.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.

15.01.2009 ЗАО “Производственное геофизическое объединение “Тюменьпромгеофизика“ представило в Учреждение расчетную ведомость за 12 месяцев 2008 года по средствам ФСС РФ.

В раздел 1 Ведомости “Расходы на цели обязательного социального страхования“ включены суммы расходов Общества на выплату социальных пособий с применением районного коэффициента 1,7.

Учреждением в указанный раздел внесены коррективы, а именно выплата вышеуказанных пособий принята с коэффициентом 1,5.

Учреждение письмом от 02.02.2009 N 01/593-02 отказало Обществу в принятии к зачету
сумм пособий в части, превышающей указанный размер.

В обоснование принятого решения Учреждение ссылается на позицию Совета Министров Российской Федерации, изложенную в постановлении от 20.03.1991 N 162 “О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР“ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884) и Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного Фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 “О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке“.

Посчитав действия Учреждения по уменьшению коэффициента с 1,7 до 1,5 незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления судов.

Арбитражные суды, первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные Обществом требования, пришли к выводу о правомерности применения Обществом районного коэффициента 1,7 при расчете размера пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку в силу статьи 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям“ в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в
размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, а постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 “О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области“ (с изменениями от 04.05.1978) утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.

Суд кассационной инстанции, поддерживая данный вывод судов, исходит из следующего.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов“ в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены в Законе Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее - Закон N 4520-1).

Согласно части первой статьи 4 Закона N 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

В статье 24 Закона N 4520-1 (в редакции Закона, действующей в отчетный период) установлено, что в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.

Вышеуказанный Закон N 4520-1 определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Государство, установив в названном законе конкретные государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении названных лиц.

Право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной нетрудоспособности получать пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, провозглашенное в статье 24 Закона N 4520-1, обеспечено положениями настоящего Закона.

Согласно
статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Статьей 10 Закона N 4520-1 предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 “О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями“, следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, а также при назначении указанным лицами лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов
государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

С учетом установленных обстоятельств обоснованным является вывод судов первой и апелляционной инстанций о правомерности применения Обществом действующего до настоящего времени Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 “О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области“ (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.

Исходя из требований статьи 200 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждением не представлены доказательства, подтверждающие установление в спорный период единого районного коэффициента 1,5 при определении размера выплат Обществом социальных пособий.

Ссылка Учреждения на положения пункта 55 постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162 обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции и не принимается судом кассационной инстанции, поскольку вышеуказанное постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен.

Кроме того, как правильно указано судом апелляционной инстанции, с принятием Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 данное
постановление действует в той части, в которой оно не противоречит данному Закону, а в Законе отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 55 постановления Совмина РСФСР.

Также обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции ссылка Учреждения на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199 - 16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 “О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке“, поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.

Таким образом, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки, кассационная инстанция не имеет.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу N А75-2240/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В.ПОЛИКАРПОВ

Судьи

Н.М.КОМКОВА

О.Г.РОЖЕНАС