Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2009 по делу N А67-3093/2009 Реализация товаров, производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, подлежала обложению НДС до 01.01.2009, а с указанной даты данная деятельность не подлежит обложению НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2009 г. по делу N А67-3093/2009

резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года

постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2009 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего С.А. Мартыновой

судей А.А. Кокшарова, О.Г. Роженас

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения “Лечебное исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области“ на решение Арбитражного суда Томской области от 01.07.2009 (судья Г.Д. Павлов) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 (судьи Е.Г. Шатохина, И.И. Бородулина, Н.А. Усанина) по делу N А67-3093/2009 по заявлению Федерального бюджетного
учреждения “Лечебное исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

Федеральное бюджетное учреждение “Лечебное исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Томской области“ (далее по тексту - ФБУ ЛИУ-1 УФСИН по Томской области, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 27.02.2009 N 25-79 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в результате неправильного его исчисления и начисления соответствующих пеней.

Решением арбитражного суда от 01.07.2009, оставленным в силе постановлением апелляционного суда от 03.09.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ФБУ ЛИУ-1 УФСИН по Томской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить. Учреждение полагает, что являясь федеральным бюджетным учреждением и имея статус лечебного исправительного учреждения, им правомерно была применена льгота в проверяемом периоде (2 квартал 2008 года) на реализуемую продукцию в порядке подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации; в подтверждение правомерности своей позиции ссылается на разъяснения Инспекции ФНС России по г. Томску, которые были даны в связи с запросом Учреждения относительно применения статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Просит судебные акты
оставить в силе как законные и обоснованные.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за 2 квартал 2008 года, представленной ФБУ ЛИУ-1 УФСИН по Томской области, налоговым органом принято решение от 27.02.2009 N 25-79 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для принятия указанного решения послужило, по мнению налогового органа, неправильное исчисление налогоплательщиком НДС, в том числе ввиду неправомерного включения в состав операций, не подлежащих налогообложению, стоимости товаров (работ, услуг), произведенных и реализованных трудовой мастерской исправительного учреждения и заявленной на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Управления ФНС России по Томской области от 25.05.2009 N 375 оспариваемое решение Инспекции от 27.02.2009 N 25-79 оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами налогового органа в части установления неправомерности применения налогоплательщиком льготы, предусмотренной подпунктом 2 пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды обеих инстанций, полно и всесторонне изучив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, дав соответствующую оценку доводам сторон, проанализировав положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в редакциях, действующих до и после вступления в силу Федерального закона от 24.11.2008 N 209-ФЗ “О внесении изменений в
статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации“, правомерно исходили из необходимости применения в спорный период подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до вступления в силу соответствующих изменений.

Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень операций, освобожденных от налогообложения НДС.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 24.11.2008 N 209-ФЗ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях.

Изложенное свидетельствует о том, что ни данная редакция указанной нормы, ни иные положения
главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривали оснований для освобождения от обложения НДС реализации товаров (работ услуг), производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Федеральным законом от 24.11.2008 N 209-ФЗ положения подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации изменены. Согласно данным изменениям не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

В силу пункта 2 Федерального закона от 24.11.2008 N 209-ФЗ указанные положения вступили в силу с 01.01.2009.

Принимая во внимание изложенное, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что реализация товаров, производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы до 01.01.2009, подлежит обложению НДС, с 01.01.2009 не подлежат обложению НДС.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ФБУ ЛИУ-1 УФСИН по Томской области, являясь исправительным учреждением для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, осуществляло реализацию товаров (работ, услуг), которые являются объектом налогообложения по НДС, в период с 01.04.2008 по 30.06.2008.

Таким образом, с учетом изложенных норм права и обстоятельств по делу, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что применение в проверяемом периоде (2 квартал 2008 года) ФБУ ЛИУ-1 УФСИН по Томской области
льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не правомерно.

Доводы Учреждения об отсутствии установленных нарушений при проведении налоговым органом налоговых проверок в другие периоды правомерно отклонен судами как несостоятельный, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о наличии у налогоплательщика права на применение льготы в определенный период, устанавливающейся только на основании Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводам Учреждения о разъяснении Инспекцией правомерности применения Учреждением положений статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, также были предметом полного и всестороннего рассмотрения арбитражными судами обеих инстанций и им была дана правильная оценка.

Нарушение судами норм материального и процессуального права не установлено.

При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Томской области от 01.07.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 по делу N А67-3093/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.А.МАРТЫНОВА

Судьи

А.А.КОКШАРОВ

О.Г.РОЖЕНАС