Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2009 N Ф04-5541/2009(19548-А27-46) по делу N А27-4694/2009 Уплата таможенного сбора за оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий уполномоченных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату сборов при представлении полной таможенной декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2009 г. N Ф04-5541/2009(19548-А27-46)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Финько О.И.,

судей Беловой Л.В., Цыгановой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от Кемеровской таможни Безделевой С.В. по доверенности N 27-47/7078 от 24.06.2009,

от открытого акционерного общества “Сибирская угольная энергетическая компания“ Лавринюк Т.А. по доверенности N 1-309 от 26.12.2008,

кассационную жалобу Кемеровской таможни на решение от 17.04.2009 (судья Обухова Г.П.) Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.06.2009 (судьи Жданова Л.И., Залевская Е.А., Музыкантова М.Х.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4694/2009 по заявлению открытого акционерного общества “Сибирская угольная энергетическая компания“ к Кемеровской
таможне об оспаривании ненормативного правового акта таможенного органа,

установил:

открытое акционерное общество “Сибирская угольная энергетическая компания“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Кемеровской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным письма (решения) Кемеровской таможни от 18.12.2008 N 09-28/11531 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, и об обязании Кемеровской таможни принять решение о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в размере 79474000 руб. и осуществить действия по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Решением от 17.04.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением от 18.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции по данному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба таможни - без удовлетворения.

В кассационной жалобе таможенный орган, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт.

По мнению таможни, декларирование товаров с применением упрощенного порядка декларирования, предусмотренного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, заключается в подаче двух самостоятельных таможенных деклараций - временной и полной, при этом, учитывая, что уплата таможенных сборов по своей природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, за каждый факт декларирования требуется уплата таможенных сборов, как необходимое условие совершения в отношении декларанта должностными лицами таможенных органов юридически значимых действий по таможенному оформлению товаров.

В
связи с этим, по мнению таможенного органа, факт излишней уплаты таможенных сборов за таможенное оформление у общества отсутствует.

В судебном заседании представитель таможни поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу таможенного органа - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей таможни и общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, общество в период с 22.12.2006 по 31.08.2008 вывозило в таможенном режиме экспорта уголь, при оформлении которого предоставляло в таможенный орган временные таможенные декларации и уплачивало таможенные сборы.

За период с 22.12.2006 по 31.08.2008 обществом при подаче временных таможенных деклараций уплачены таможенные сборы в сумме 75036000 руб.

За период с 01.01.2007 по 31.08.2008 при подаче полных таможенных деклараций в отношении вышеуказанного угля обществом повторно уплачены таможенные сборы на сумму 79474000 руб.

Полагая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных грузовых таможенных деклараций является излишней, общество обратилось в таможню с заявлением от 09.12.2008 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее Постановление Правительства РФ N 863 имеет дату 28.12.2004, а не 28.12.2008.

Письмом от 18.12.2008 N 09-28/11531 таможенный орган отказал обществу в возврате таможенных сборов, сославшись на то, что из положений статей 11, 138, 357.4, 357.6, 357.7, 357.10 Таможенного
кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2008 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ следует, что таможенные сборы уплачиваются дважды - при подаче временной и полной таможенных деклараций.

Не согласившись с данным отказом таможни, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции, проанализировав нормы Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2008 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“, пришел к выводу о том, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования, в связи с чем обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции выводы судов первой и апелляционной инстанций считает правильными исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным сборам относятся, в том числе, таможенные сборы за таможенное оформление.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, а также, согласно пункту 1 статьи 357.6 данного Кодекса, до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Пунктом 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ (далее - Постановление Правительства
от 28.12.2004 N 863) установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.

Суд кассационной инстанции считает, что подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, в связи с чем обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В соответствии со статей 60 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов
по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Судами установлено и таможенным органом не оспаривается, что при временном декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, в связи с чем вывод судов первой и апелляционной инстанций о неправомерном отказе таможенным органом в возврате обществу излишне уплаченных таможенных сборов основан на правильном применении норм материального права.

Ссылки таможенного органа на пункт 7.1 Постановления Правительства от 28.12.2004 N 863, введенный в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная норма не действовала на момент возникновения и рассмотрения судами конкретных спорных правоотношений по данному делу.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит несостоятельными, поскольку ранее они были исследованы и оценены судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке выводов судов, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17.04.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4694/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.И.ФИНЬКО

Судьи

Л.В.БЕЛОВА

Е.М.ЦЫГАНОВА