Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2009 N Ф04-5427/2009(19230-А45-49) по делу N А45-18512/2008 Из анализа п. 4 ст. 4 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ следует, что предоставление кадастрового плана земельного участка не является обязательным условием для проведения государственной регистрации договора на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2009 г. N Ф04-5427/2009(19230-А45-49)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Поликарпова Е.В.,

судей Отческой Т.И., Чапаевой Г.В.,

рассмотрев в судебном заседании при участии представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области Яркова С.Г. (доверенность от 07.04.2009) кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 (судьи Жданова Л.И., Солодилов А.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-18512/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственная полеводческая компания “Агротехническое хозяйство“ к Управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды,

установил:

общество с ограниченной ответственностью
Сельскохозяйственная полеводческая компания “Агротехническое хозяйство“ (далее - ООО Сельскохозяйственная полеводческая компания “Агротехническое хозяйство“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа от 12.09.2008 N 24/004/2008-464 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязании произвести государственную регистрацию сделки - договора на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций от 24.11.2006 N 05.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.03.2009 (судья Емельянова Г.М.) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 решение суда отменено, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление суда, оставив в силе решение суда первой инстанции.

По мнению Управления, существенные условия договора аренды земельного участка лесного фонда сторонами не согласованы, так как представленный на государственную регистрацию договор не содержит указаний на объемы лесопользования, следовательно, представленный договор не может считаться заключенным в силу положений статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 - ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ для государственной регистрации прав не представлен кадастровый план (кадастровый паспорт) земельного участка.

В отзыве на кассационную жалобу ООО Сельскохозяйственная полеводческая компания “Агротехническое хозяйство“ считает доводы жалобы несостоятельными, а постановление апелляционной инстанции - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

В судебном заседании представитель Управления
поддержал кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней.

Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, проанализировав правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены постановления суда.

Из материалов дела усматривается, что 12.04.2008 Обществом в Управление подано заявление о государственной регистрации договора аренды участков лесного фонда, расположенного на землях сельхозугодий вокруг села Ново - Воскресенка.

В качестве правоустанавливающих документов Обществом были представлены: договор на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций от 24.11.2006 N 05, описание арендуемого участка лесного фонда, план участков лесного фонда, что подтверждается распиской Управления от 12.04.2008 N 24/004/2008-464.

Сообщением от 12.09.2008 N 24/004/2008-464 Управление отказало Обществу, на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, в государственной регистрации договора аренды от 24.11.2006 N 05, поскольку представленный договор не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности, не содержит условия об объемах (размерах) лесопользования; предметом вышеуказанного договора являются правоотношения по пользованию участком лесного фонда, который, согласно действующему законодательству объектом недвижимого имущества не является.

Кроме того, Управление указало, что Обществом не представлен кадастровый план (кадастровый паспорт) земельного участка, который согласно пункта 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ является обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок.

Общество, считая, что отказ Управления нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в
Арбитражный суд Новосибирской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, арбитражный суд первой инстанции, исходил из того, что приложенное к договору описание части участка лесного фонда является самостоятельным документом и не может быть признано приложением к договору, так как указанное описание составлено в 2007 году.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Лесной кодекс РФ имеет дату 29.01.1997, а не 29.01.1009.

Апелляционный суд, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные Обществом требования, проанализировав положения статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5, 6, 31, 33 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1009, Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, статьи 17, 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, и исходя из недоказанности Управлением того факта, что описание части лесного фонда не является приложением к договору от 24.11.2006 N 05, пришел к выводу, что спорный договор соответствует положениям Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.

Кассационная инстанция, оставляя без изменения обжалуемое постановление суда, исходит из следующего.

Одним из оснований для принятия оспариваемого отказа послужил вывод Управления, что представленный Обществом договор от 24.11.2006 N 05 не содержит условий об объемах (размерах) лесопользования.

Судами установлено, что между ФГУ Черепановский лесхоз Государственной лесной службы Новосибирской области (арендодатель) с одной стороны и ООО Сельскохозяйственная полеводческая компания “Агротехническое хозяйство“ (арендатор) с другой стороны заключен договор от 26.11.2006 N 05 на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

Согласно вышеуказанного договора Обществу в аренду передан участок лесного фонда с условным кадастровым номером 54:28:046504:0040 (Б), расположенный на землях сельхозугодий вокруг села Ново-Воскресенка в
кварталах 1-51.

К вышеуказанному договору имеются приложения: описание части участка лесного фонда, переданного в аренду по договору на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, а также план лесного участка, площадь, границы арендуемого участка лесного фонда - масштаб 1:60 000.

Поскольку правоотношения сторон возникли до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, к ним подлежат применению нормы Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Лесной кодекс РФ имеет дату 29.01.1997, а не 22.01.1997.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации от 22.01.1997 N 22-ФЗ лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

В силу части 1 статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования, либо видов использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.

Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме
и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с положениями статьи 33 Лесного кодекса Российской Федерации в договоре аренды участка лесного фонда указываются следующие условия: границы участка лесного фонда; виды лесопользования или виды использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ; иные условия, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и определенные по усмотрению сторон.

Учитывая, что договор аренды от 24.11.2006 N 05 подписан сторонами 25.11.2006, и согласно акту приема-передачи участков лесного фонда от 25.11.2006 арендодатель передал и Общество приняло участки лесного фонда, при этом к договору приложены описание участка лесного фонда и план лесного участка, а исходя из буквального прочтения описания части участка лесного фонда, следует, что указанный документ содержит условия об объемах (размерах) лесопользования (пункт 13) и является приложением к договору от 24.11.2006 N 05, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что спорный договор соответствует положениям Лесного кодекса Российской Федерации.

Довод Управления о том, что Обществом не представлен кадастровый план земельного участка, отклонен судом апелляционной инстанции и не принимается кассационной инстанцией во внимание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 4.4 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, а не пункт 4 статьи 4.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N
217-ФЗ в случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Исходя из анализа вышеуказанной нормы, кассационная инстанция поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что предоставление кадастрового плана не является обязательным условием для проведения государственной регистрации договора на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда по настоящему делу.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 по делу N А45-18512/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В.ПОЛИКАРПОВ

Судьи

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Г.В.ЧАПАЕВА