Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.08.2009 N Ф04-4751/2009(12378-А46-37) по делу N А46-1323/2009 Плательщики земельного налога в 2008 году обязаны были самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определялась по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежала доведению до налогоплательщиков не позднее 01.03.2008.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2009 г. N Ф04-4751/2009(12378-А46-37)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение от 03.03.2009 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 11.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер А.Н.) по делу N А46-1323/2009 по заявлению открытого акционерного общества Омское производственное объединение “Радиозавод имени А.С. Попова“ (РЕЛЕРО) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество Омское производственное объединение “Радиозавод имени А.С.
Попова“ (РЕЛЕРО) (далее - налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.12.2008 N 309.

Заявленные требования мотивированы неправомерным применением налоговым органом при исчислении налоговой базы по земельному налогу за 3 квартал 2008 постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п и N 175-п, вместо утвержденного размера кадастровой стоимости по Указу Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.

Решением от 03.03.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленного без изменения постановлением от 11.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление, считает необоснованным вывод судов обеих инстанций об отсутствии законных оснований для исчисления налоговой базы по земельному налогу за 3 квартал 2008 с учетом постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, которое вступает в силу в соответствии с пунктом 7 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 “О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти“, полагает, что указанное постановление является актом земельного законодательства, в силу чего к нему не могут быть применены нормы налогового законодательства, в частности статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

По делу в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10.08.2009. Судебное заседание продолжено в том же составе.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной
жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, находит кассационную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что налогоплательщиком 30.10.2008 в налоговый орган представлен расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008, согласно которому сумма авансового платежа по земельному налогу за указанный период составила 2 522 594 руб.

Налоговым органом проведена камеральная проверка расчета, по результатам которой составлен акт от 25.11.2008 N 314 и принято решение от 29.12.2008 N 309, которым доначислен к уплате авансовый платеж по земельному налогу в сумме 8 555 861 руб. и пени в сумме 195 929 руб.

Основанием к доначислению суммы авансового платежа по земельному налогу послужило неправильное определение налогоплательщиком кадастровой стоимости принадлежащих Обществу земельных участков.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.

Удовлетворяя заявленные требования Общества, суды обеих инстанций исходили из того, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, опубликованного 25.12.2007 в ежедневнике “Омский вестник“ N 127, возможно лишь по истечении указанных в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации сроков вступления в силу данного нормативного правового акта органа исполнительной власти Омской области, то есть не ранее чем 25 января 2008 года и не ранее 1 числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть с 1 января 2009 года. Исходя из этого, суды посчитали неправомерными действия налогового органа по доначислению сумм авансовых платежей за 3 квартал 2008
и признали решение недействительным.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом арбитражных судов по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно подпункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного
налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 01.03.2008.

Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод Общества о том, что Постановление N 174-п противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению налогоплательщика, является нормативным правовым актом о налогах и сборах.

Согласно статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановления N 174-п и 175-п касаются вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. Издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Постановления N 174-п и N 175-п, как указывалось выше, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельному законодательству Российской Федерации.

То обстоятельство, что утвержденная постановлениями кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что эти постановления являются правовыми нормативными актами о
налогах и сборах.

Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно Закону Омской области “О регулировании земельных отношений в Омской области“ от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).

Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области “О регулировании земельных отношений в Омской области“ приняло Постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Налоговый орган указал, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, и Постановлениями N 174-п и 175-п были утверждены результаты кадастровой оценки земель по видам разрешенного пользования, поэтому Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, имело
реальную возможность определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной Постановлением N 174-п и N 175-п в редакции от 19.12.2007, а не на основании Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области“.

Поскольку судами неправильно применены нормы материального права и не проверялся размер доначисленного налоговым органом земельного налога, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для принятия нового судебного акта, в связи с чем решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо проверить правильность размера земельного налога доначисленного налоговым органом, исходя из соответствия полученных сумм налога, установленных судом и указанных в оспариваемом решении принять судебный акт.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.03.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1323/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.