Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу N А05-14014/2008 Нарушение организацией, ответственной за содержание жилых домов, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда является основанием для привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2009 г. по делу N А05-14014/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Городская Управляющая Компания-3“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2008 года по делу N А05-14014/2008 (судья Шадрина Е.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Городская Управляющая Компания-3“ (далее - ООО “ГУК-3“, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и
отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - жилищная инспекция) от 04.12.2008 N 451 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 29 декабря 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО “ГУК-3“ с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, общество не может нести ответственность за невыполнение тех работ, которые не указаны в соответствующем договоре управления домом. В обоснование своих доводов ссылается на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14. Кроме того, полагает, что общество надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, состоявшегося 29.12.2008, не извещено.

Жилищная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании обращения прокуратуры Ломоносовского района г. Архангельска по жалобе жильца дома N 37 по пр. Советских Космонавтов г. Архангельска 18.11.2008 жилищной инспекцией проведено внеплановое мероприятие по государственному
контролю с целью проверки содержания и эксплуатации указанного жилого дома, находящегося под управлением ООО “ГУК-3“ (распоряжение заместителя начальника жилищной инспекции от 17.11.2008 N А-06/6-02/1477).

Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.11.2008 N А-06/7-05/692.

В ходе проверки установлены следующие нарушения правил содержания и ремонта указанного жилого дома: подтопление техподполья в районе 2 - 4 подъездов; неисправность трубопровода канализации (негерметичность) в техподполье в районе 4 подъезда; наличие мусора и посторонних предметов в техподполье в районе 1 - 4 подъездов; наличие насекомых (комаров) в техподполье в районе 1 - 4 подъездов; неисправность штукатурного слоя стен (выкрашивание, отслоение, следы протечек) на лестничной клетке 9 этажа во 2 подъезде, 9 этажа в 3 подъезде, 3 этажа в 4 подъезде; неисправность ручки тамбурной двери 3 подъезда; неисправность остекления и заполнения оконного проема в лестничной клетке 3, 6 этажей в 1 подъезде, 7, 8 этажей во 2 подъезде, 3, 9 этажей в 3 подъезде, 3, 7 этажей в 4 подъезде; отсутствие ограждений оконных проемов в лестничной клетке 1 и 3 подъездов (3 шт.); неисправность клапанов мусоропровода (неплотное закрывание, заклинивание при открывании) в 3 подъезде - 2 и 5 этажи, в 4 подъезде - 3 и 9 этажи, в 5 подъезде - 1 этаж; неисправность заполнения тамбурной двери (неплотность притвора) в 5 подъезде; неисправность приборов освещения на лестничной клетке в 1 подъезде на 5 этаже, в 3 подъезде на 9 этаже, в 4 подъезде на 9 этаже; неисправность кровельного покрытия козырька входа в 4 подъезд (следы протечек, сырость); неисправность (частичное разрушение) вентиляционных каналов на кровле дома в районе подъездов (4
шт.).

На основании материалов проверки в присутствии законного представителя общества жилищной инспекцией в отношении ООО “ГУК-3“ составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2008 N А-06/7-03/484, в котором отражены нарушения обществом пунктов 3.2.2, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.15, 4.2.1.5, 4.6.2.3, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.14, 5.6.2, 5.9.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.

Заместитель начальника жилищной инспекции, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 04.12.2008 N 451, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО “ГУК-3“ оспорило его в судебном порядке.

Обжалуемое решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено жилищной инспекцией в пределах полномочий, предоставленных частью 1 статьи 28.3, статьей 23.55 КоАП РФ.

Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил
признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следовательно, субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.

В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, межквартирные лестничные площадки, лестницы, чердаки, технические подвалы, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая несущие стены, окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (пункт 2). В состав указанного имущества включаются также внутридомовая система электроснабжения (пункт 7).

Согласно пункту 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, освещение помещений общего пользования, их уборку и санитарно-гигиеническую очистку (пункт 11 Правил содержания).

Подпунктом “а“ пункта 16 Правил содержания предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственниками помещений обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.

Способами управления многоквартирным жилым домом являются непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией (статья 161 ЖК РФ).

В рассматриваемом случае собственником помещений в многоквартирном доме N 37 по пр. Советских космонавтов г. Архангельска выбрано в качестве способа управления многоквартирными домами управление управляющей организацией - ООО “ГУК-3“ (протокол заседаний счетной комиссии по подсчету голосов от 20.09.2007 N 2 (л.д. 19 - 20), договор управления многоквартирным домом от 01.11.2007 (л.д. 9 - 18).

Согласно пункту 2.1 данного договора общество обязуется за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Кроме того, разделом 3 договора установлен перечень услуг
и работ по содержанию, ремонту общего имущества и коммунальных услуг.

Так, пунктом 3.1 предусмотрено проведение обществом технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов.

В свою очередь, согласно пункту 3.3 договора общество обязуется выполнять работы по ремонту общего имущества (в случае необходимости производства ремонта) многоквартирного дома в соответствии с указанным ниже перечнем: по внутренней отделке (восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях); по водопроводу и канализации, горячему водоснабжению (установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопровода и канализации); по электроснабжению и электротехническим устройствам (установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания); вентиляции (замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции); мусоропроводам (восстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств), по крыше (устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель).

Пункт 4.1 договора предусматривает, что качество услуг должно соответствовать обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, условиям данного договора, а также представленной ООО “ГУК-3“ информацией об услугах.

На основании приведенных выше норм, а также согласно условиям договора управления многоквартирным домом именно ООО “ГУК-3“ обязано осуществлять осмотр, а также ремонт общего имущества указанного многоквартирного жилого дома.

Следовательно, ООО “ГУК-3“ является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, как лицо, ответственное за содержание и ремонт указанного выше многоквартирного дома.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности
жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Согласно Правилам N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда обеспечивает: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках пункт 3.2.2); подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (пункт 4.1.3); исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации (пункт 4.1.9); не допускать подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования, захламление и загрязнение подвальных помещений (пункт 4.1.15); не допускать ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток (пункт 4.2.1.5); поддерживать исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д. (пункт 4.6.2.3); исправное состояние окон, дверей (пункт 4.7.1); устранять неисправности заполнений оконных и дверных проемов по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2); обеспечивать исправное остекление лестничных клеток (пункт 4.8.14); эксплуатацию осветительных установок общедомовых помещений (пункт 5.6.2); исправность клапанов мусоропровода (пункт 5.9.3).

Факт выявления нарушений правил содержания и ремонта жилых помещений в ходе проведенной проверки ООО “ГУК-3“ не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции
считает, что жилищной инспекцией представлены достаточные доказательства, подтверждающие как сам факт нарушения, так и вину ООО “ГУК-3“ в совершенном административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.

Довод подателя жалобы о том, что Правила N 170 носят необязательный характер, является несостоятельным и не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ со дня его вступления в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей в том числе целям защиты имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Кроме того, постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 является нормативным правовым актом, рассчитанным на применение в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем за неисполнение норм, установленных Правилами N 170, предусмотрена административная ответственность по статье 7.22 КоАП РФ.

Также несостоятельной, как противоречащая требованиям статьи 13 АПК РФ является ссылка ООО “ГУК-3“ на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14, в котором даются разъяснения применения жилищного законодательства Российской Федерации, так как данное письмо не является нормативным правовым актом.

Кроме того, апелляционная инстанция считает, что в данном случае привлечение общества к административной ответственности не противоречит разъяснениям, содержащимся в указанном выше письме, поскольку разделом 3 договора управления многоквартирным домом от 01.11.2007 установлен перечень услуг и работ по
содержанию, ремонту общего имущества и коммунальных услуг, за невыполнение которых ООО “ГУК-3“ и было правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.

Довод подателя жалобы о его ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела опровергается материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

Как усматривается из имеющегося в материалах дела уведомления о вручении почтового отправления от 18.12.2008 N 86633 (л.д. 82), копия определения суда от 18.12.2008 о назначении дела к судебному заседанию на 11 час. 00 мин. 29.12.2008 получена представителем общества 26.12.2008.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что ООО “ГУК-3“ надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, правомерно разрешил спор в отсутствие заявителя.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2008 года по делу N А05-14014/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Городская Управляющая Компания-3“ - без удовлетворения.

Председательствующий

В.А.БОГАТЫРЕВА

Судьи

И.Н.БОЧКАРЕВА

О.Ю.ПЕСТЕРЕВА