Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2009 N Ф04-625/2009(2134-А46-6) по делу N А46-5600/2007 Заявление о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неформировании земельного участка для строительства, удовлетворено правомерно, поскольку смежный пользователь земельного участка был надлежащим образом извещен о проведении землеустроительных работ, а его представитель на согласование не явился и возражений по проведению работ не представил.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2009 г. N Ф04-625/2009(2134-А46-6)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу N А46-5600/2007 по заявлению Ф.И.О. г. Омск, к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия города Омска “Омскархитектура“, товарищества собственников жилья “СибНИИСХоз-2“, г.
Омск, Главного управления по земельным ресурсам Омской области, г. Омск, Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, г. Омск, об оспаривании действий (бездействия) государственного органа,

установил:

Саютинский Александр Николаевич обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - Департамент), выразившегося в неформировании земельного участка для строительства продовольственного магазина по 1-му Башенному переулку в Советском административном округе г. Омска, и об обязании Департамента обеспечить формирование указанного земельного участка.

Определениями арбитражного суда от 18.12.2007 и от 22.01.2008 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное предприятие города Омска “Омскархитектура“ (далее - МП “Омскархитектура“), товарищество собственников жилья “СибНИИСХоз-2“, г. Омск, (далее -Товарищество), Главное управление по земельным ресурсам Омской области, г. Омск, (далее - Управление по земельным ресурсам), Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, г. Омск, (далее - Отдел N 2 Управления Роснедвижимости).

Решением арбитражного суда от 28.02.2008, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008, заявленные А.Н. Саютинским требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе А.Н. Саютинскому в удовлетворении заявленных требований, указывая, что Департамент не допустил бездействия по формированию земельного участка для строительства продовольственного магазина по 1-му Башенному переулку в Советском административном округе г. Омска.

В отзыве на кассационную жалобу А.Н. Саютинский просит оставить без изменения обжалуемые Департаментом
судебные акты.

Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц к началу судебного заседания не поступили.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, распоряжением мэра город Омска от 11.05.2004 N 1486-р “О предварительном согласовании места размещения продовольственного магазина и утверждении проекта границ земельного участка по переулку 1-ый Башенный в Советском административном округе“ утвержден акт о выборе земельного участка от 01.09.2003 N 5645 и проект границ земельного участка под строительство магазина по переулку 1-ый Башенный в Советском административном округе города Омска.

А.Н. Саютинскому поручено разработать проектную документацию на строительство продовольственного магазина в соответствии с утвержденными техническими условиями и архитектурно-планировочным заданием Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Омска, а также оформить документы о предоставлении земельного участка и разрешении строительства в установленном порядке.

12.04.2004 Департаментом А.Н. Саютинскому выдано архитектурно-планировочное задание N 11081 на строительство продовольственного магазина.

После предварительного согласования места размещения продовольственного магазина землеустроительной организацией - МП “Омскархитектура“ был подготовлен проект территориального землеустройства по формированию земельного участка для строительства магазина А.Н. Саютинским.

Отдел N 2 Управления Роснедвижимости проект территориального землеустройства не согласовал, поскольку при формировании земельного участка не было уведомлено Товарищество.

МП “Омскархитектура“ допущенные нарушения были устранены. Смежные землепользователи были уведомлены о согласовании границ объекта землеустройства на местности, которые в назначенное место не явились, каких-либо замечаний или возражений по поводу установления границ земельного участка не высказали.

Департамент 15.02.2007 направил А.Н. Саютинскому письмо
о том, что для формирования земельного участка запрошена выписка из государственного земельного кадастра к кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 04; после получения запрошенного материала будет производиться выполнение проекта границ земельного участка для строительства продовольственного магазина.

Отделом N 2 Управления Роснедвижимости дежурная кадастровая карта была подготовлена и выдана 15.05.2007.

В связи с тем, что Департамент не обеспечил формирование земельного участка для строительства продовольственного магазина по указанному адресу, А.Н. Саютинский обратился в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявление А.Н. Саютинского, а Восьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, приняли законные и обоснованные судебные акты, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону иному нормативному правовому акту и нарушает их права законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным бездействия заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) бездействия закону или иному правовому акту и нарушения этим бездействием прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на
совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены статьях 30 - 32 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Из пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет
границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что при определении границ объекта землеустройства на местности смежные землепользователи при повторном согласовании границ земельного участка были надлежащим образом уведомлены об определении границ объекта землеустройства.

Согласно части 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для их проведения. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

Пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, предусмотрено, что при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечиваются законные интересы лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.

Согласно пункту 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной
Роскомземом от 08.04.1996, и пунктам 12, 13 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, разработанным в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, строго регламентирован порядок извещения всех заинтересованных лиц о проведении землеустройства.

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что смежный пользователь земельного участка Товарищество о проведении землеустроительных работ было надлежащим образом извещено, но на согласования его представитель не явился и возражений по проведению работ не представило. Допрошенная в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции в качестве свидетеля сотрудник МП “Омскархитектура“ Н.А. Красноусова также подтвердила данный факт.

С учетом исследованных материалов дела, норм действующего законодательства и Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявление А.Н. Саютинского.

Остальные выводы арбитражного суда Департаментом не обжалуются.

Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу N А46-5600/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.