Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.2009 N Ф04-1252/2009(1617-А27-49) по делу N А27-6707/2008 Отмена реструктуризации кредиторской задолженности по пеням и штрафам не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате в бюджет налоговых платежей, поскольку реструктуризация представляет собой разновидность рассрочки по уплате налога и является изменением срока его уплаты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2009 г. N Ф04-1252/2009(1617-А27-49)

(извлечение)

(резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2009 года).

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Новокемеровский пиво - безалкогольный завод“ на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 по делу N А27-6707/2008 по заявлению открытого акционерного общества “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово о признании недействительным требования,

установил:

открытое акционерное общество “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ (далее - ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый
орган, инспекция) о признании недействительным требования налогового органа от 02.06.2008 N 288993.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.09.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление суда отменить.

Податель кассационной жалобы считает, что судом апелляционной инстанции необоснованно не принято во внимание, что налоговое законодательство не допускает повторное направление требования об уплате одних и тех же сумм пени, поскольку направление налогоплательщику требования является самостоятельной стадией процедуры взыскания, а требование, направленное в связи с отменой решения о реструктуризации, не признается повторным только при условии отзыва налоговым органом ранее выставленных требований на уплату тех же сумм пени.

В судебном заседании представитель ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В представленном отзыве и в судебном заседании представитель налогового органа возражает против удовлетворения жалобы.

Налоговый орган считает, что удовлетворение заявленных требований только по формальным основаниям может привести к необоснованным потерям обязательных для уплаты налогоплательщиком сумм пени.

Судами и материалами дела установлено следующее.

ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ 23.03.2000 обратилось в налоговый орган с заявлением о реструктуризации задолженности перед бюджетом по состоянию на 01.03.2000.

Налоговым органом принято решение от 15.05.2000 N 49, в соответствии с которым обществу было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам в федеральный, региональный и местный бюджеты.

22.11.2001 общество обратилось в инспекцию с дополнительным заявлением
о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пени и штрафам, начисленным за период с 01.03.2000 по 15.05.2000.

Руководителем инспекции 08.12.2001 принято решение N 85 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пени и штрафам о предоставлении права на реструктуризацию по налогам и сборам.

В связи с нарушением графика погашения задолженности 30.01.2004 налоговым органом принято решение N 20 о прекращении действия решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам.

11.02.2004 налоговым органом в адрес ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ направлено требование N 86644 об уплате сумм пени в связи с отменой решений о реструктуризации.

19.03.2004 налоговым органом принято решение N 10 о восстановлении права на проведение реструктуризации по налогам, пеням и штрафам.

21.03.2006 ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ обратилось в налоговый орган с заявлением об исключении из карточки лицевого счета суммы задолженности по пени в размере 6 991 042,29 руб. и задолженности по штрафам в размере 2 175 814,57 руб., в связи с тем, что указанные суммы необоснованно начислены и включены в реструктуризацию, либо просило подтвердить обоснованность начисления вышеуказанных сумм пени и штрафов.

Налоговый орган решениями, оформленными в виде писем от 29.03.2006 N 16-11-39/395 и от 10.04.2006 N 16-11-39/404, отказался исключить вышеуказанные суммы пеней и штрафов из карточки лицевого счета общества, указав, что все решения о реструктуризации принимались на основании заявлений общества о предоставлении права на реструктуризации кредиторской задолженности.

Не согласившись с решением налогового органа ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решений инспекции, оформленными в виде писем от 29.03.2006
N 16-11-39/395 и от 10.04.2006 N 16-11-39/404.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.11.2007 оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2008 установлено наличие у общества фактической обязанности по уплате спорных сумм пени.

Налоговым органом принято решение от 24.04.2008 N 3 о прекращении действия решения о предоставлении права на реструктуризацию.

02.06.2008 инспекция выставила в адрес общества требование N 288993, которое содержит задолженность по суммам пени в связи с прекращением действия решений о предоставлении права на реструктуризацию.

Не согласившись с вышеуказанным требованием, ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ обжаловало его в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения постановления суда.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что повторное включение спорных сумм пени в оспариваемое требование не основано на нормах действующего налогового законодательства и указал на отсутствие в материалах дела доказательств отзыва предыдущих требований либо их отмены.

Апелляционная инстанция, отменяя решение суда, проанализировав положения статей 44, 68, 69 НК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, пункты 7, 8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, указала, что прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования в порядке, установленным НК РФ, и исполнения обязанности по предложению добровольной уплаты налоговой санкции.

Суд апелляционной инстанции
пришел к правильному выводу, что после отмены решения о реструктуризации задолженности налоговый орган обоснованно выставил в адрес ОАО “Новокемеровский пиво-безалкогольный завод“ требование, то есть начал осуществление процедуры принудительного взыскания.

Суд кассационной инстанции поддерживает данные выводы суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 45, 46, 47, 59, 64, 68 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам“, правильно установил, что отмена реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате в бюджет задолженности по налоговым платежам, поскольку реструктуризация представляет собой разновидность рассрочки по уплате налога и является изменением срока уплаты налога.

Установив, что обязанность по уплате пени обществом не исполнена, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о повторности направления требования.

Заявителем не приведена норма права, в силу которой налоговый орган при вынесении решения о прекращении реструктуризации задолженности по обязательным платежам обязан отозвать требования, ранее направленные в адрес налогоплательщика, и содержащие суммы, впоследствии вошедшие в решение о реструктуризации, а также механизм такого отзыва.

Ссылка подателя жалобы на статью 71 НК РФ кассационной инстанцией отклоняется, поскольку указанная норма предусматривает направление уточненного требования только при изменении обязанности по уплате налога. Вместе с тем, данное основание отсутствовало.

Податель жалобы не указал, каким образом нарушены его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности действиями налогового органа, предписанными ему налоговым законодательством.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным и обоснованным выводы суда апелляционной инстанции, оснований
для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 по делу А27-6707/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.