Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А52-4719/2008 Нарушение налоговым органом сроков возврата НДС, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, и неначисление процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога являются основанием для обязания налогового органа начислить и выплатить указанные проценты на основании пункта 10 статьи 176 НК РФ.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2009 г. по делу N А52-4719/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 9 декабря 2008 года по делу N А52-4719/2008 (судья Самойлова Т.Ю.),

установил:

открытое акционерное общество “Псковвтормет“ (далее - общество) обратилось с Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган), выразившегося
в непринятии решения по начислению процентов за несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и об обязании принять решение о начислении процентов в размере 1 038 154 руб.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 9 декабря 2008 года по делу N А52-4718/2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять новое решение об уменьшении суммы процентов, подлежащих начислению, до 444 471,17 руб. По мнению налоговой инспекции, датой окончания камеральной налоговой проверки в смысле применения пункта 10 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является день вынесения решения о возмещении, а именно 09.01.2008. В связи с чем налоговая инспекция считает, что проценты следует начислять с 12-го дня с указанной даты принятия решения. Полагает, что исчисление процентов необходимо производить исходя из 1/366 ставки рефинансирования, а не из 1/360, как было исчислено обществом.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

Налоговая инспекция и общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции.

Как видно из материалов дела, 20.08.2007 общество подало в инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 за
июль 2007 года, в которой указало налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению, в размере 43 318 580 руб.

Одновременно с декларацией общество подало в инспекцию пакет документов, установленных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, и заявление о возврате ему из бюджета подлежащей на основании данной декларации возмещению суммы налога.

По результатам камеральной проверки представленной налоговой декларации налоговой инспекцией составлен акт проверки от 04.12.2007 N 16-01/4414дсп и принято решение от 09.01.2008 N 16-01/006 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в возмещении налога в сумме 7 167 513 руб.

Также налоговым органом по результатам камеральной проверки принято решение от 09.01.2008 N 16-01/007 о возмещении обществу налога на сумму 36 151 067 руб.

Налог в указанной сумме был возвращен обществу на его счет Управлением федерального казначейства по Псковской области на основании платежных поручений от 21.01.2008 N 261 - 265, 267 и от 25.01.2008 N 266.

Общество не согласилось с решением налогового органа от 09.01.2008 N 16-01/006 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Псковской области.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 05.03.2008, вынесенным по делу N А52-154/2008, оставленным без изменения кассационной инстанцией, указанное решение налоговой инспекции признано недействительным.

Налог в сумме 7 167 513 руб. возвращен обществу на его счет Управлением федерального казначейства по Псковской области на основании платежных поручений от 26.08.2008 N 581 и 582.

Общество, посчитав, что налоговый орган несвоевременно возвратил ему налог на добавленную стоимость, заявленный к возмещению на основании налоговой
декларации по НДС за июль 2007 года, обратилось в суд с соответствующими требованиями о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения по начислению процентов за несвоевременно возвращенную сумму НДС, и об обязании принять решение о начислении процентов в размере 1 038 154 руб.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования общества по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.

Из положений статьи 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые
в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Суд первой инстанции правомерно указал, что указанной нормой не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки. В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 N 71) такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, то есть в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В пункте 4 статьи 176 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Пунктами 6, 8, 9 и 10 статьи 176 НК РФ определено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о
зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу вышеизложенного камеральная проверка представленной обществом декларации по НДС за июль 2007 года должна быть закончена налоговым органом с принятием соответствующего решения до 20.11.2007.

Решение от 09.01.2008 N 16-01/006 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в возмещении налога в сумме 7 167 513 руб., признано недействительным.

Таким образом, с учетом пунктов 2 и 3 статьи 176 НК РФ обществу на основании декларации по НДС за июль 2007 года подлежал возмещению из бюджета НДС в сумме 43 318 580 руб. в течение семи дней по окончании камеральной проверки указанной декларации.

В данном случае инспекция не приняла в установленный срок соответствующее решение и не оформила поручение на возврат обществу указанной суммы налога, то есть нарушила установленный срок возврата налога.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что со стороны инспекции имело место нарушение срока возврата НДС и данный факт является основанием для начисления и уплаты обществу процентов на основании пункта 10 статьи 176 НК РФ.

Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить налог путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок
законное и обоснованное решение. Вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога. Следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2005 N 7528/05 также разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога.

В связи с чем проценты за несвоевременный возврат налога обоснованно начислены обществом начиная с 06.12.2007 (20.11.2007 + 11 рабочих дней).

При этом общество правомерно при расчете процентов применяло 1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Новая редакция пункта 10 статьи 176 НК РФ определяет процентную ставку, равную ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ и ВАС России от 8 октября 1998 года N 13/14 при расчете процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ число дней в году принимается как 360 дней.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества в полном объеме.

В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 9 декабря 2008 года по делу N А52-4719/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н.ОСОКИНА

Судьи

Н.В.МУРАХИНА

Н.С.ЧЕЛЬЦОВА